logo search
уроки матем

Этапы планирования урока и подготовки к нему студента

Подготовка к уроку - такой же важный этап, как и проведение урока. Успех пробных уроков, а, следовательно, формирование у практикантов профессиональных умений и навыков зависит, прежде всего, от своевременной и полноценной подготовки к урокам. В подготовке к урокам все должно быть тщательно продумано, предусмотрено и хорошо оформлено.

  1. Тему пробного урока с точным указанием его основной дидактической цели /чему надо научить детей и т. п./ практикант должен получить у учителя школы не позднее, чем за неделю до проведения урока.

  2. Восстановить в памяти материал учебных дисциплин «Теоретические основы математики» и «Методики преподавания начального курса математики», выделить опорные знания, умения и навыки по данной теме.

  3. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе математики. Каждый урок является не только основной составной частью образовательного процесса как системы, но и сам может быть рассмотрен как самостоятельная система. Вершиной всякой системы, ее первым системообразующим фактором является цель, которая должна отвечать ряду необходимых условий. Цель должна быть реальной, достижимой, но не легкой. Она должна быть конкретной и четко изложенной. Всякая цель как планируемый, ожидаемый результат деятельности должна быть легко диагностируемой. Главная дидактическая цель может отражать примерно следующее:

    • какое понятие, правило, закон должны усвоить и на каком уровне учащиеся;

    • как будет раскрыто содержание определенного понятия и его основных признаков;

    • что учащиеся должны будут научиться находить, определять, вычислять, измерять, изготовлять…

    • какие выводы должны будут научиться делать учащиеся.

Главная дидактическая цель урока характеризует его конечный результат, т.е., что и в какой степени должно измениться в области знаний и умений у учащихся, а также в совершенствовании, развитии и закреплении у них определенных навыков.

  1. Определение познавательно-воспитательно-развивающие задачи урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. Для достижения главной дидактической цели урока практикант решает целый комплекс задач обучения, воспитания, развития.

  2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические, познакомиться с их содержанием.

  3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя по программе к данному уроку.

  4. Отобрать оптимальное содержание материала урока, расчленить его на ряд опорных знаний, дидактически обработать.

  5. Выделить главный материал, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

  6. Определить тип и наиболее целесообразные методы и приемы обучения на нем, разработать структуру урока.

  7. Установить связи с другими предметами при изучении нового материала и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

  8. Планировать все действия учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

  9. Подобрать дидактические средства урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

  10. Проверить оборудование и технические средства обучения.

  11. Спланировать записи и зарисовки на доске учителем для выполнения аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

  12. Спланировать самостоятельную работу учащихся на уроке и определить ее объем, формы и ее направленность на развитие их самостоятельности.

  13. Разработать приемы закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемы обобщения и систематизации знаний.

  14. Составить список учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.

  15. Продумать приемы подведения итогов урока.

  16. Внести корректировки в содержание урока, учитывая особенности учащихся класса (по результатам консультации у учителя):