Классификация педагогических технологий
В настоящее время существуют различные подходы к классификации педагогических технологий по различным параметрам: по философским основаниям, по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося, по направленности действия, по целям обучения, по способу организации учебного процесса, по ведущему фактору психического развития и т.д.
И.П. Подласый устанавливает следующую иерархию технологий (И.П. Подласый, 2003):
Первый уровень: общепедагогический, к которому относятся технологии догматическая, отражающая идеалы, господствующие взгляды, средства своей эпохи; трудовая как мировое течение со своими подходами, теориями и концепциями, средствами достижения запланированного результата; социалистическая как ветвь мирового педагогического процесса, отразившая идеологию и возможности питавшего ее общественного строя и др.
Второй уровень: частно-методический (отраслевой уровень), включающий технологии трудового обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; эстетического воспитания и др.
Третий уровень: узконаправленный, куда относятся авторские технологии, например, саморазвития М. Монтессори, «победного» обучения Шаталова и др.
В.П. Беспалько предлагает классификацию технологий (дидактических систем) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося (Беспалько В.П., 1989):
классическое лекционное обучение;
обучение с помощью аудиовизуальных средств;
система «консультант»;
обучение с помощью учебной книги;
система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;
компьютерное обучение;
система «репетитор» – индивидуальное обучение;
«программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.
Ф.Я. Савельев классифицирует педагогические технологии по следующим основаниям [23]:
по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;
по целям обучения;
по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин;
по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии;
по организации учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные;
по методической задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.
Наиболее расширенную классификацию педагогических технологий представляет Г.К. Селевко (Селевко Г.К., 1998):
по уровню применения;
по философской основе;
по ведущему фактору психического развития;
по научной концепции усвоения опыта;
по ориентации на личностные структур;
по характеру содержания и структуры.
Г.Ю. Ксензова считает важным различать три основные группы педагогических технологий (Ксензова Г.Ю., 2000):
технологии объяснительно – иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью разработки у них общеучебных умений и навыков;
личностно – ориентированные технологи обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся и развития индивидуальных особенностей школьников;
технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.
Вопросы и задания
ЗАДАНИЕ 1. Познакомьтесь с приведенными определениями педагогической технологии.
Дайте ответы на следующие вопросы:
- Что, по-вашему, включает в себя понятие «педагогическая технология»:
а) это – содержательная техника реализации учебного процесса;
б) это - совокупность психолого-педагогических установок, приемов, методов обучения, воспитательных средств;
в) это – научное описание этапов педагогического процесса
- Продолжите предложение:
Педагогическая технология – это …
- Возможно ли при использовании определенной педагогической технологии сохранение индивидуальности в работе каждого педагога?
ЗАДАНИЕ 2. Ознакомьтесь с приведенными классификациями педагогических технологий. Пользуясь классификацией Г.Ю. Ксензовой, определите, в логике какой технологии вы строите учебный процесс. Аргументируйте свой ответ.
ЗАДАНИЕ 3. Почему внедрение педагогических технологий является актуальным на современном этапе? В чем вы видите трудности при внедрении инновационных технологий в практику образовательного процесса?
Рекомендуемая литература
1.Берестова Л.И. Новые образовательные технологии в учебном процессе.//Инновации в образовании. 2003, № 2.
2.Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе.//Школьные технологии. 1999, № 3.
3.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
4.Епишева О. Что такое педагогическая «технология».//Школьные технологии. 2001, № 1.
5.Кларин М.В. Технологические модели обучения.//Школьные технологии. 2003, № 6.
6.Ксензова Г.Ю. Перспективные образовательные технологии в начальной школе. - М., 2000.
7.Левитас Г.Г. Образовательные технологии и целеполагание.//Завуч для администрации школ. 2003, № 1.
8.Масленникова А. Педагогические образовательные технологии: определение и классификация.//Директор школы. 2004, № 4.
9.Подласый И.П. Где помогут технологии.//Школьные технологии. 2003, № 3.
10.Саранцев Г.И. Теория, методика и технология обучения.//Педагогика. 1999, № 1.
11.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
12.Щуркова Е.П. Педагогическая технология. - М., 2002.
13.Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике.//Школьные технологии. 1999., № 3.
- Введение
- Сущность понятия педагогическая технология
- Классификация педагогических технологий
- Особенности технологий личностно-ориентированного обучения
- Модель личностно-ориентрованого обучения
- Технология использования типовой схемы учебного занятия
- Структурные элементы учебного занятия
- Технология проектного обучения
- Технология педагогических мастерских
- Система действий учителя и учащихся на различных этапах
- Технология развивающего обучения (система д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова)
- Система действий учителя и учащихся при решении учебной задачи
- Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Технология развивающего обучения (система л.В. Занкова)
- Приемы создания проблемной ситуации:
- Проблемный урок
- Тема: «Приемы письменных вычислений с переходом через разряд»
- Проблемный урок.
- Тема: «Цепи питания животного мира лесной зоны»
- Проблемный урок.
- Тема: «Одинаково ли пишутся ударные и безударные падежные окончания имен существительных в одинаковых падежах.
- Проблемный урок
- Тема: «Согласные парные и непарные»
- Проблемный урок
- Тема: «Умножение суммы на число»
- Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)
- Педагогическая мастерская
- Тема: в.А. Осеева «Синие листья»
- Педагогическая мастерская
- Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы Тема проекта «Мое растение»
- Тема проекта: «Леса России»
- Тема проекта: «Весна на подоконнике»
- Тема проекта: «Очень умелые ручки (изготовление игольницы)»
- Тема 1. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе (6 часов)
- Тема 2. Современные образовательные технологии(6 часов)
- Тема 3. Особенности технологий личностно-ориентированного обучения (6 часов)
- Тема 4. Учебное занятие в условиях реализации личностно-ориентированного обучения (4 часа)
- Тема 5. Особенности технологии проблемного обучения (10 часов)
- Тема 6. Основы технологии проектного обучения (10 часов)
- Тема 7. Особенности технологии педагогических мастерских(10 часов)
- Тема 8. Основы развивающего обучения (18 часов)
- 9. Выполнение квалификационной работы ( 6 часов)
- Учебно-тематический план проблемных курсов «современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов»