§3. Методика организации уроков презентации учебных предметов
Тема: Презентация урока математики
Задачи: вызвать у детей интерес к уроку математики; формировать умение договариваться и взаимодействовать в группе; закрепить умение работать по правилам.
97
Оборудование: мяч для игры, 1 маршрут для разбора на доске, 1 маршрут на каждую группу, для каждого ребенка бабочка и рисунок геометрической фигуры.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Молодцы! Вы со мной поздоровались как настоящие школьники. Садитесь. Какая сейчас пора года? Что происходит осенью в жизни птиц? Как они называются одним словом? (перелетные).
Устный счет
- Сегодня утром я увидела в небе стайку уток. Хотите узнать, сколько их было? Сейчас сосчитаете. Я буду бросать мяч, а тот кто его поймает, будет называть число по порядку (счет 1 - 10).
- Так сколько летело уток, скажите хором (10).
- А сейчас утки улетают далеко и по одной пропадают вдали. Давайте посчитаем в обратном направлении (диагностика умения считать до 10 и обратно).
Алгоритмическая игра «Передвижение по прямоугольной таблице»
- Куда полетели птицы? Как они находят дорогу? До сих пор, ребята, ученые не могут до конца отгадать этот секрет. А как человек находит дорогу в другой город или страну? (карта). Все, наверняка, видели карты, по которым ищут клад, сокровища в мультфильмах, кино? Что на них указано? (место прибытия и маршрут)
- У меня тоже есть такая карта, но она необычная. Это карта -муравья. По ней муравей носит в свой домик-муравейник веточки, готовясь к холодной зиме.
Правила игры
- Но ходить так, как ему вздумается, муравей не может, он ходит только по заданному стрелками маршруту и только по прямой линии (наискосок ходить нельзя).
Показ учителя. Одна стрелка маршрута - один шаг. Физкультурная пауза
- Встаньте, дети, выйдите из-за своих парт. Покажите, как вы делаете один шаг (дети делают шаг вперед). А теперь сделайте 1 шаг вправо, 1 влево, 1 назад, 1 вперед. Молодцы! Вот так и муравей ходит на одну клеточку, садитесь.
- А как можно шагать на доске? (мелом)
- Отлично, шагать буду я, а вы будете мне командовать, куда по маршруту должен идти муравей.
Учитель разбирает с детьми значение стрелок.
- Итак, муравей, кажется в нижнем левом углу, а его домик - в правом верхнем углу. Если мы правильно будем следовать по маршруту, то попадем в муравейник, а если неправильно - то нет. Так что будьте внимательны.
Демонстрация учителем работы на доске
- Куда должен сделать муравей первый шаг? Где это нужно узнать? (посмотреть на первую стрелку маршрута). Павел, куда сделаем первый шаг? Вика, куда пойдем? Покажите пальчиками, куда нужно идти. Сюда?
Учитель указывает это место на рисунке.
- Откуда будем делать следующий шаг? Отсюда? (учитель показывает начальный пункт выхода и пункт остановки первого шага, а дети должны выбрать правильный).
- А куда будем шагать? (учитель указывает все возможные неправильные варианты, спрашивая: «Сюда?»). Куда будем делать третий шаг? И т.д. Кто сосчитает, сколько шагов сделал муравей? Как можно сосчитать шаги? (по маршруту стрелки и по шагам-клеточкам).
Взаимодействие в группах
- А теперь вам нужно по вашим картам отвести муравья домой. Но у меня только один маршрут на группу, который состоит ровно из стольких ходов, сколько человек в группе, то есть каждый может сделать один шаг. Выберите в своих группах жестами тех, кто будет делать первый шаг. Встаньте первые. Первый пусть достанет карандаш.
- А теперь вторые, третьи и т.д. Но помните, что от каждого из вас зависит, дойдет ли группа с муравьем до муравьиного домика или нет. А что нужно сделать, чтобы не заблудиться? (внимательно следовать по маршруту и помогать друг другу).
- А теперь повторим условные знаки. Отвечайте хором.
- Сколько шагов может сделать каждый? (1)
- Наискосок перемещаться можно? (нет)
- А как можно? (по прямой)
- 1 стрелочка сколько шагов обозначает? (1)
- Я вижу, правила вы уяснили отлично. А теперь посмотрим, чья группа правильно и дружно справится с заданием. Помните, что готовность всей группы нужно показать жестом.
Физкультминутка «Карлики и великаны»
- Понравилась вам игра с муравьем ребята? Чем? Чему через игру вы научились? В такие и другие интересные игры вы будете играть на уроках математики.
Решение математических задач
- А что еще делают на уроках математики? (решают задачи). Правильно, решают задачи.
- Что необходимо, чтобы правильно решить задачу? (внимательно ее слушать и правильно считать, используя свои пальчики).
- Что осенью собирают?
1. Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел: Два - под березой, Один-у осины. Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
2. Вот грибочки на лужайке В желтых шапочках стоят Два грибочка, три грибочка. Сколько вместе будет? (5)
3. Рада Аленка -Нашла два масленка! Да четыре в корзинке. Сколько грибов на картинке? (6)
4. Дядя Ежик в сад зашел, Десять спелых груш нашел. Три из них он дал ежатам, Остальные же - зайчатам. Сколько груш получили зайчата? (7)
5. Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, Три с кислинкой. Сколько их? (8) Упражнение на сравнение
- Но на уроках математики вы будете не только считать, решать задачи и играть в математические игры, но и сравнивать. А умеете вы сравнивать? Проверим. Будьте внимательны!
- Группа «Башмак» нашла 3 гриба, а группа «Солнышко» - 4 гриба. Пусть встанет та группа, которая собрала больше грибов.
100
- Группа «Бабочка» собрала в саду 5 корзин яблок, а группа «Удача» - 2 корзины груш. Пусть встанет та группа, которая собрала меньшее количество корзин с фруктами.
- Группа «Ромашка» нашла 8 лисичек, а группа «Бабочка» - 8 подберезовиков. Встанет та группа, которая собрала больше грибов. Меньше грибов. А почему никто не встает? (собрали поровну)
Итог урока
- Понравилось вам занятие? Чем? Чему вы на нем научились? Чем вы занимались сегодня? А на каких уроках вы будете этим заниматься? Чем бы вы хотели заняться на следующих уроках математики?
Тема: Презентация урока письма
Задачи: познакомить с новым уроком; вызвать желание участвовать в уроке; повторить школьные правила.
Оборудование: рисунки для штриховки «Облако», ручки, тетради.
Ход урока
Организационный момент
- Утром, когда я пришла в класс, было еще темно. Я услышала шорох. Включила свет и увидела, как разлетались вот эти фигурки. Как вы думаете, что это такое? (облака). Зачем они здесь? Сколько их? (пересчитали - оказывается по количеству детей). Неужели это для нас? Что с ними делали (штриховка)? Да здесь еще и письмо есть: «Ребята, если вы правильно выполните задание - облака станут волшебными».
Самостоятельная работа
Дети штрихуют облака.
- Что же волшебного может получиться? (на них можно полететь).
Знакомство с картой путешествия
На доске появляется карта путешествия. Ребята разглядывают карту - на ней отмечены номерами остановки.
Станция 1. «Волшебные дорожки»
Загадка: найдете волшебные дорожки, если отгадаете:
- То я в клетку, то в линейку, Написать по мне сумей-ка (тетрадь).
Знакомство с рабочей строкой
Учитель раздает тетради.
101
- Найдите в тетради дорожку. Почему написано «дорожки»? Сравнивают рабочую и нерабочие строки.
Упражнение «Дорожка для слона и муравья»
Подготовить дорожку для соревнования в беге: слону - синюю, муравью - красную. Штриховка дорожек.
Станция 2. «Наклонная»
С первых же уроков отрабатывается правильное положение тетради на парте. Не все даже опытные учителя осознают, что наклон при письме достигается положением тетради. Нет элемента в письме «наклонная линия» - все линии прямые. Ребенок пишет все линии прямо, перпендикулярно линии края парты, к центру груди. Для осознания этого учитель проводит с детьми упражнение - опыт на альбомном листе: «Положите лист ровно, проведите прямую линию к центру груди; положите лист с наклоном, снова проведите прямую линию; рассмотрите обе линии - одинаковы ли они? Как вам удалось написать линию с наклоном? От чего зависит наклон? Рассмотрите страничку в букваре - как там напечатаны буквы? Рассмотрите страничку в прописи - как там написаны буквы? Разгадайте секрет: как написать буквы с наклоном? Вот вы и узнали важный секрет станции «Наклонная»».
Станция З.«3доровая»
- О чем заботятся на этой станции? Требования к приезжим -выучить правило посадки при письме. Спина, ноги, руки.
Станция 4. «Волшебная ручка»
Для более скорого освоения детьми правила пользования ручкой учитель повторяет и закрепляет с ними названия пальцев на руке. С этой целью можно использовать различные игровые упражнения.
После подготовительной работы важно с первого раза правильно объяснить и закрепить положение ручки в руке. Ручка лежит на среднем пальце (на первой фаланге), слева она прижимается большим пальцем. Указательный палец свободно поднимается и опускается на ручку. Мизинец и безымянный пальцы слабо подогнуты внутрь кисти руки - рука во время письма опирается на них. Дети очень любят упражнение для указательного пальчика, которое дает им психологический настрой на успех, а учителю - возможность проконтролировать положение ручки у всех учащихся сразу. Ребята мягко
102
поглаживают указательным пальчиком ручку и шепотом просят ее быть умницей и писать красиво.
Знакомство с королевством Письма
Появление королевы письма - линии с закруглением внизу.
- Кто пожаловал в мое королевство? Приглашаю вас в гости. В моем королевстве живут элементы букв. Они очень важные и очень нужные - их них строятся буквы. Меня выбрали королевой, потому что я участвую в строительстве почти всех букв.
Королева открывает на доске ряд письменных букв. При вытирании остальных элементов на доске остается целый ряд элемента королевы.
- Если вы научитесь меня писать, вы подготовитесь к письму всех этих букв.
Подготовка к письму
- Умеете ли вы штриховать? Покажите свои работы.
- Знаете ли рабочую строку в тетради? Чья это дорожка? Покажите.
- Знаете ли вы, как получаются наклонные линии? Положите правильно тетрадь.
- Умеете ли вы беречь свое здоровье? Покажите, как надо сидеть при письме.
- Слушается ли вас ручка? Покажите, как вы разговариваете с ней.
Письмо элемента Итог урока
Королева отправляет детей домой.
- Понравилось ли вам путешествовать? В каком королевстве побывали? Чему научились? Всему этому вы будете учиться на уроках письма. И с королевой вы еще не раз встретитесь.
- Глава 1
- §1. Методологические основы преемственности
- §2. Адаптация первоклассников к школе
- §3. Готовность к школьному обучению
- §1. Новообразования ведущей деятельности
- §2. Методика организации учебного сотрудничества
- Глава 3
- §1. Цели и задачи курса
- §2. Содержание курса
- §3. Методы и формы организации обучения в курсе
- §1. Методика организации уроков знакомства с правилами и нормами школьной жизни и обучения сотрудничеству
- Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
- Тема 2. Умение договариваться
- Тема 3. Знакомство в группах
- Тема 4. Приветствие учителя
- Тема 5. Выбор приветствия
- Тема 6. Знакомство. Взаимодействие в группах
- Тема 7. Введение знака «Хор»
- Тема 8. Лента школьного времени
- Тема 10. Введение знака «Мы - готовы»
- Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию)
- Тема 12. Учимся спорить
- Тема 13. Знак «Вопрос»
- Тема 14. Применение знака «?»
- Тема 15. Оценка. Введение линейки оценок
- Тема 16. Оценка. Взаимооценка
- Тема 17. Ловушка
- Тема 18. Недоопределенное правило
- Тема 19. Посвящение в ученики
- §2. Методика организации уроков определения стартовых возможностей детей
- §3. Методика организации уроков презентации учебных предметов
- §4. Организация работы с родителями в курсе «Введение в школьную жизнь»