Технология проектного обучения
Актуальность
В основе технологии проблемного обучения лежит метод проектов, который зародился в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. Иначе этот метод называли методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В России сторонницей идеи проектного обучения была Н.К. Крупская, которая определяла полезность использования данного метода в увязке теоретических знаний с практической деятельностью, считая возможным на его основе построение системы учебно-воспитательной работы, в которую входят конкретные практические творческие дела учащихся.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Целевые ориентации
Создание условий, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Особенности образовательного процесса:
интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;
интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;
индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка - выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности | Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие групп. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Объясняет цель, мотивирует к деятельности. организует работу по формированию творческих групп, |
Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы | Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. | Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. |
Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. | Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Выполнение – выполнение проекта | Работают над проектом и его оформлением. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
Оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков. | Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы. | Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении. |
Презентация – защита проекта. | Докладывают о результатах своей работы | Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). |
Проекты могут быть различными по содержанию:
монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;
межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);
надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.
По уровню усвоения учебного материала выделяют:
текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;
итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;
По формам организации:
индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);
групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.
По срокам выполнения:
краткосрочные – обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме (2-6 часов);
среднесрочные – носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);
долгосрочные – требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).
По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:
практический – непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т. д.);
педагогический – приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.
Современные исследователи определяют основные требования к использованию метода проектов в начальной школе (Миронова И. 2004).:
Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующее интегративного знания, поиска ее решения.
Практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.
Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.
Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.
Вопросы и задания:
ЗАДАНИЕ 1. Известно, что метод проектов был задуман как межпредметная технология, составляющая альтернативу классно-урочной системе. В чем, по-вашему, заключается актуальность данной технологии на современном этапе?
ЗАДАНИЕ 2. Охарактеризуйте основные этапы данной технологии. Что, по-вашему, является наиболее важным при организации каждого этапа?
ЗАДАНИЕ 3. При изучении, каких предметных курсов и учебных тем вы считаете возможным использование данной технологии.
ЗАДАНИЕ 4. Изучив познавательные интересы своих учащихся, разработайте 1-2 проекта, сделав их индивидуальными, парными, групповыми. В Приложении приведены примеры различных учебных проектов, которые могут быть использованы в образовательном процессе начальной школы. Возможно, приведенные разработки помогут определиться с тематикой, видом проекта, исходя из направленности вашей педагогической деятельности.
Рекомендуемая литература
1.Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.//Начальная школа до и после. 2004, № 5
2.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100…»//Начальная школа до и после. 2004, № 5.
3.Миронова И. Метод проектов в современной начальной школе.//Начальное образование.2004, №2.
4.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград, 1995.
5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.//Народное образование. 2000, № 7.
6.Пахомова Н.Ю. Метод ученого проекта в образовательном учреждении. – М., 2003.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
8.Социальное проектирование./Сост. Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. - Н. Новгород, 2004.
9.Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности.//Начальная школа до и после. 2004, № 11.
10.Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2002.
- Введение
- Сущность понятия педагогическая технология
- Классификация педагогических технологий
- Особенности технологий личностно-ориентированного обучения
- Модель личностно-ориентрованого обучения
- Технология использования типовой схемы учебного занятия
- Структурные элементы учебного занятия
- Технология проектного обучения
- Технология педагогических мастерских
- Система действий учителя и учащихся на различных этапах
- Технология развивающего обучения (система д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова)
- Система действий учителя и учащихся при решении учебной задачи
- Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Технология развивающего обучения (система л.В. Занкова)
- Приемы создания проблемной ситуации:
- Проблемный урок
- Тема: «Приемы письменных вычислений с переходом через разряд»
- Проблемный урок.
- Тема: «Цепи питания животного мира лесной зоны»
- Проблемный урок.
- Тема: «Одинаково ли пишутся ударные и безударные падежные окончания имен существительных в одинаковых падежах.
- Проблемный урок
- Тема: «Согласные парные и непарные»
- Проблемный урок
- Тема: «Умножение суммы на число»
- Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)
- Педагогическая мастерская
- Тема: в.А. Осеева «Синие листья»
- Педагогическая мастерская
- Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы Тема проекта «Мое растение»
- Тема проекта: «Леса России»
- Тема проекта: «Весна на подоконнике»
- Тема проекта: «Очень умелые ручки (изготовление игольницы)»
- Тема 1. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе (6 часов)
- Тема 2. Современные образовательные технологии(6 часов)
- Тема 3. Особенности технологий личностно-ориентированного обучения (6 часов)
- Тема 4. Учебное занятие в условиях реализации личностно-ориентированного обучения (4 часа)
- Тема 5. Особенности технологии проблемного обучения (10 часов)
- Тема 6. Основы технологии проектного обучения (10 часов)
- Тема 7. Особенности технологии педагогических мастерских(10 часов)
- Тема 8. Основы развивающего обучения (18 часов)
- 9. Выполнение квалификационной работы ( 6 часов)
- Учебно-тематический план проблемных курсов «современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов»