logo search

Психоаналитическая теория

Психоаналитическая теория была разработана в начале XX в. великим венским психиатром Зигмундом Фрейдом. Работая с раз­личными психическими отклонениями, Фрейд обнаружил, что далеко не все из них имеют органические причины в теле или в нервной системе человека и что причины большинства невро­зов нужно искать в сознании и личностных проблемах человека.

Фрейд предположил, что корни этих проблем уходят в ран­нее детство, когда ребенок получил психическую травму, свя­занную, как правило, с сексуальным проблемами. Эти травми­рующие события вызывают сильные переживания, которые ребенок не в состоянии выразить и осознать и которые подав­ляются и уходят в подсознание. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в под­сознании и являются причиной разнообразных неврозов и не­приятных переживаний. Избавление от этих страданий возмож­на в результате специальной формы терапии, в которой психотерапевт помогает клиенту осознать травмирующие его события, т. е. вывести их на уровень сознания и понять себя. Этот метод был назван психоанализом. Психоаналитический метод завоевал огромную популярность во всем мире, а сам Фрейд стал не только автором оригинальной психологической концепции, но и основателем психотерапии, которая получает все более ши­рокое распространение.

В основе теории Фрейда лежит конфликт между врожденны­ми инстинктивными влечениями, главными из которых являют­ся инстинкты жизни (эрос) и смерти (тонатос), и сознательными моральными, культурно нормированными представлениями. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными вле­чениями (Фрейд называл их либидо, или ид), которые непосред­ственно удовлетворяет в своем поведении. На первых ступенях развития человек не различает полезного и вредного, дозволен­ного и недозволенного. Главный мотив поведения ребенка—удов­летворение инстинктивных желаний — в концепции Фрейда был назван «принципом удовольствия». Однако уже в первые годы жизни ребенок в ответ на требования взрослых постепенно при­обретает способность задерживать удовлетворение своих непос­редственных импульсов и вести себя в соответствии с внешни­ми требованиями. Из страха перед наказанием он начинает контролировать свое поведение и сдерживать свои инстинктив­ные желания, появляется новый принцип психической жизни -«принцип реальности». Эти два принципа находятся в постоян­ном конфликте — неудовлетворенное желание может причинить страдание, а удовлетворение многих желаний может вызвать неприятные последствия. Так возникает следующая инстан­ция психики человека, которую Фрейд назвал Я, или эго, ос­новная роль которой заключается в поиске социально прием­лемых и безопасных способов удовлетворения инстинктивных желаний. В дальнейшем (примерно в конце дошкольного возра­ста) возникает следующий уровень внутренней жизни — суперэго, на котором требования и ценности окружающих людей интериоризируются, т. е. входят во внутренний мир ребенка и стано­вятся его собственными требованиями к самому себе. В случае нарушения этих требований ребенок начинает испытывать чув­ство вины, даже при отсутствии наказания и внешнего контро­ля со стороны взрослых. Таким образом, психическая жизнь разворачивается на трех уровнях — либидо, эго и суперэго. Взаи­модействие и конфликты между этими уровнями определяют со­стояние человека и его личностные проблемы. Поскольку ост­рые конфликты между различными инстанциями внутренне жизни неизбежны, необходимы особые защитные механизмы. Наиболее распространенными и эффективными защитными ме­ханизмами являются следующие:

Теория Фрейда содержит идею развития психики, т. е. ка­чественно своеобразных и закономерных этапов ее становле­ния. В основу выделения различных периодов положен спо­соб получения удовольствия, характерный для ребенка того или иного возраста, и, в частности, та часть тела, посредством ко­торой этот процесс осуществляется. Согласно Фрейду сексу­альное влечение присуще ребенку с самого начала его жизни. В первые годы оно не сконцентрировано на половых органах, а рассеяно по всему организму и любой участок тела может стать источником полового удовольствия. Сексуальное влече­ние ребенка еще не отделено от других потребностей организ­ма, оно тесно примыкает к удовлетворению других потребнос­тей — питанию, сосанию груди, дефекации и пр. Например, поскольку в младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта. Соответственно первый год жизни является оральной стадией развития. Вторую стадию раз­вития ребенка (ранний возраст) Фрейд назвал анальной стадией, поскольку на втором году жизни важным источником удоволь­ствия становится анальная область. Третья стадия (дошкольный возраст) получила название фаллической — это период расцве­та детской инфантильной сексуальности, когда оформляется эдипов комплекс.

Первый объект эротического удовольствия для ребенка — его мать. Отношение к матери с самого начала имеет сексуальную окраску. Само отделение от матери (акт рождения) оказывается глубокой травмой. Влечение к матери, стремление к физической близости неизбежны. Соперником в этих влечениях, естественно, выступает отец, что порождает ненависть к нему, желание его смерти. Комплекс этих переживаний (влечение к матери и ненависть к отцу) и получил название эдипов комплекс (по анало­гии с известным персонажем греческой мифологии). Учение об эдиповом комплексе и его роли в жизни человека — один из важнейших пунктов фрейдизма. Первая любовь и первая нена­висть остаются навсегда в психике человека, однако, в силу своей асоциальности, эти чувства неприемлемы для суперэго; особая инстанция («цензура») не пускает их в сознание, поэтому они вытесняются в бессознательное и подлежат полному забвению. Однако все события взрослой жизни заимствуют свою психи­ческую энергию от этого первого, вытесненного в бессознатель­ное события.

Теория 3. Фрейда неоднократно подвергалась критике как в отечественной, так и в зарубежной психологии — за гипертро­фию сексуального начала в жизни человека, за игнорирование роли социальных условий, за редукцию психической жизни к бессознательным влечениям и т. д. Однако идеи Фрейда были и остаются чрезвычайно популярными, особенно в западной психологии. Они произвели настоящую революцию, оказавшись очень продуктивными: Важным доказательством этой продуктивности является тот факт, что концепция Фрейда дала начало множеству новых ярких направлений в психологии.

В дальнейшем идеи Фрейда претерпели существенные изме­нения и преобразования. Знаменитые неофрейдисты (А. Фрейд, Э. Фром, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг, А. Адлер, Э. Берн и др.) отошли от центрации на врожденных сексуальных влечениях человека и на принципе удовольствия. Я (или эго) стало рас­сматриваться как относительно независимая инстанция, по­зволяющая активно, сознательно и целенаправленно действо­вать в окружающем мире. Большая роль в формировании Я ребенка стала отводиться условиям воспитания.

Так, Анна Фрейд, дочь и последователь Зигмунда Фрейда, продолжила и развила теорию и практику классического психо­анализа применительно к развитию ребенка. Анализируя раз­витие сверх-Я, А. Фрейд придает решающее значение иденти­фикации ребенка с родителями и интериоризации родительского авторитета. Каждая фаза развития рассматривается ею как ре­зультат разрешения конфликта между инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями социального окру­жения. На основе анализа различных фаз А. Фрейд построила линии развития различных сфер детской жизни. Ее признан­ной заслугой считается описание линий развития кормления (от младенческой стадии до разумных привычек), линий раз­вития опрятности, физической самостоятельности, отношения к старшим и пр. Особое внимание уделяется при этом линии развития сексуальной сферы - от инфантильной зависимости до взрослой половой жизни.

Решающее значение в работах А. Фрейд придается фигуре матери. Мать является для ребенка не только первым объек­том любви, но и первым законодателем. Факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, свидетель­ствует о том, что пристрастия и антипатии матери влияют на развитие ребенка. Быстрее всего развивается то, что больше все­го нравится матери; там, где мать равнодушна, процесс разви­тия замедляется.

Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма яв­ляется Эрик Эриксон, создавший свою концепцию и периоди­зацию психического развития ребенка. Как и Фрейд, Эриксон придавал решающее значение чувствам и переживаниям в ран­нем детстве. Но, в отличие от концепции Фрейда, в центре рас­смотрения Эриксона находятся не инстинктивные влечения ре­бенка, а его отношения с близкими взрослыми. Выделенные им этапы развития ребенка включают более широкий социальный контекст и основаны на качественно своеобразном пережива­нии себя, которое ребенок приобретает в разные возрастные пе­риоды благодаря взаимодействию с близкими взрослыми. Для каждой стадии жизненного пути характерна специфическая за­дача, которая выдвигается обществом. Однако успешность ре­шения этой задачи зависит как от достигнутого уровня разви­тия ребенка, так и от духовной атмосферы общества, условий жизни и воспитания. Эриксон выделил восемь стадий жизни человека — от младенчества до старости, из которых мы остано­вимся лишь на первых трех, относящихся к детскому возрасту (см. табл. 1).

З адача младенческого возраста преодоление чувства ра­зобщенности и отчуждения, формирование доверия к миру. Описывая первый год жизни, Эриксон рассматривает не только процедуру кормления грудью, которая приносит ребенку непос­редственное оральное удовольствие, но и общий контекст от­ношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство базового доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие этих необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие эта­пы развития.

Задача раннего возраста - преодоление чувства стыда и со­мнения в своих возможностях и формирование чувства независи­мости и автономности. Эта стадия начинается, когда ребенок научается ходить, и связана с приучением к опрятности. Появ­ление чувства стыда связано с возникновением самосознания, так как стыд предполагает, что субъект выставлен на всеобщее обозрение. Неодобрение взрослыми его поступков, особенно тех, которые доставляют удовольствие, формирует стыд за свои ошибки. Борьба чувства независимости против стыда и сомне­ний порождает соотношение между способностью сотрудничать и настаивать на своем, свободой самовыражения и ее ограниче­нием.

Задача дошкольного возраста -развитие инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответствен­ности. В этот период ребенок жадно и активно познает окру­жающий мир - в игре, в общении со сверстниками, в действи­ях с предметами. Чувство инициативности имеет всеобщий характер и является необходимым аспектом любого действия. Однако излишне активное и агрессивное поведение ребенка не­избежно ведет к ограничению инициативы и появлению чувства вины и тревожности. Так, по Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения - совесть и ответственность за свои поступки.

Как можно видеть, в периодизации Эриксона каждый пери­од является фундаментом для следующего и определяет даль­нейшее развитие. Так, например, дети, у которых не сложилась автономия на втором этапе развития, скорее всего вырастут пас­сивными и будут испытывать чувство вины на следующем этапе развития. В отличие от этого, дети с нормально развитой авто­номией будут проявлять инициативность в самостоятельных видах деятельности. Соответственно, чем более ранней является стадия психического развития, тем более фундаментально ее значение.