logo search
Госы ППО

38. Общее представление о восприятии. Двойственная природа перцептивного образа. Свойства восприятия.

http://uclg.ru/education/psihologiya/psihologiya_vospriyatiya_i_oschuscheniy/lecture_lec_obschee_opredelenie_vospriyatiya__osnovnyie_svoystva_obrazov_vospriyatiya.html

https://students-library.com/library/read/62509-dvojstvennaa-priroda-perceptivnogo-obraza

http://www.ebbinghaus.ru/tema-2-oshhushheniya-i-vospriyatie-obshhaya-xarakteristika/

https://studopedia.ru/11_246295_obshchee-predstavlenie-o-vospriyatii-dvoystvennaya-priroda-pertseptivnogo-obraza-vidi-i-svoystva-vospriyatiya.html

https://studopedia.info/9-46887.html

https://studfiles.net/preview/4346313/page:38/

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/vospriyatie.html

Восприятие - это:

  1. субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

  2. процесс формирования этого образа. Иногда термином «восприятие» обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.

Восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Как образ, восприятие - это непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

Как процесс, восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Так зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука и т.д.

Воспринимающие органы относятся к группам интеро-, проприо-, и экстерорецепторов, а последняя группа, в свою очередь, распадается на две подгруппы:

• контактные рецепторы (осязание, вкус);

• дистантные рецепторы (обоняние, зрение, слух).

Реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений. Он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Воспринимает ли человек окружающие его вещи дома, на улице, деревья и травы в лесу, людей, с которыми общается, картины, которые рассматривает, книги, которые читает, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, оно опирается на совместную работу органов чувств, на синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем сюда наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения мы превращаем изолированные ощущения в целостное восприятие, переходим от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

На самом деле процесс восприятия (или отражения целых предметов или ситуаций) гораздо сложнее:

а) он требует выделения из комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т. п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных признаков;

б) он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. Если в процессе такого сопоставления гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета, и процесс восприятия предмета завершается. Если в результате сопоставления согласованности гипотезы с реально доходящей до субъекта информацией не возникает, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не придет к нужному решению, иначе говоря, пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.

При восприятии знакомых предметов (стакана, бутылки, стола) этот процесс узнавания предмета происходит очень быстро, и человеку достаточно объединить два — три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов процесс их узнавания оказывается гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах.

Таким образом, полное восприятие предмета возникает как результат сложной аналитико — синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Этот сложный процесс отражения целых вещей или ситуаций и называется в психологии восприятием.

Легко видеть, что восприятие является сложным и активным процессом, требующим иногда значительной аналитико — синтетической работы.

Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека приводит к ряду особенностей человеческого восприятия, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам. Особенности восприятия: