logo search
Учебное пособие по психологии и педагогике

Сущность и принципы процесса обучения

Одним из двух главных процессов, составляющих целос­тный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс). Он включает большое количество раз­нообразных связей и отношений множества факторов раз­личного порядка и различной природы. Отсюда и множес­тво определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей подпонятием «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого — ученик. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента — препо­давание и учение. Преподавание понимается как деятель­ность педагогов по организации усвоения учебного матери­ала, а учение — как деятельность обучающихся по усвое­нию предлагаемых им знаний.

Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность преподавателя по формиро­ванию у обучающихся способов познавательной деятель­ности, и их совместная деятельность

Следует отметить, что постоянное уточнение определе­ния процесса обучения не самоцель, а жизненная необхо­димость. Определим мы обучение только как передачу и усвоение знаний — значит, в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты: выразим обучение через совместную деятельность преподавателей и обучающих­ся — значит, педагог должен обращать главное внимание на деятельность, искать пути и способы ее совершенство­вания и т.д.

Современные требования таковы, что учебное заведение должно учить мыслить, развивать учащихся во всех отно­шениях. В современном понимании для обучения харак­терны следующие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная деятельность преподавателей и обучаю­щихся;

3) руководство со стороны педагога;

4) специальная планомерная организация и управле­ние;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития обучающихся;

7) управление развитием и воспитанием учащихся и студентов.

Дидактика — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века немецкий педа­гог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить: современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются: препо­давание, учение, обучение, образование, знание, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обуче­ния.

Учебный (дидактический) процесс содержит следую­щие главные звенья взаимодействия:

Со стороны педагога:

1. Разъяснение обучающимся целей и задач обучения.

2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами).

3. Управление процессом образования и приобретение знаний, умений.

4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов.

5. Управление процессом перехода от теории к практике,.

6. Организация эвристической и исследовательской деятельности.

7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии обучающихся.

Со стороны ученика:

1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации обучения.

2. Восприятие новых знаний и умений.

3. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация.

4. Познание

закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей.

5. Приобретение умений и навыков, их систематизация.

6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем.

7. Самоконтроль, самодиагностика достижений