logo search
дошкольная педагогика разбитые

Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения в первой и второй половине дня.

Правильное физическое развитие ребенка невозможно без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных подгрупп. В условиях разновозрастной группы это невозможно, так как происходит совпадение во времени разных режимных процессов. Так, начало обеда старших детей совпадает с началом сна маленьких, и старшие мешают спокойному засыпанию малышей ит.д. поэтому в разновозрастной группе более целесообразно руководствоваться общим режимом для всех. Для детей трех-четырех возрастов (с 3 до 7 лет) за основу берется режим дня среднего возраста (5 год жизни) и с учетом режима дня остальных детей вносятся некоторые изменения в продолжительность режимных процессов. Так, режимные процессы с младшими детьми начинают на 5-10 минут раньше, чем с более старшими. В противоположном порядке осуществляется только подъем детей после дневного сна (первыми на 15 минут поднимаются старшие дети).

Общность тематического содержания создает благоприятные условия для совместных сюжетно-ролевых игр детей разного возраста. Разные игры в разновозрастной группе проходят более интересно благодаря тому, что в них участвуют малыши и дети старшего возраста. Большие возможности для организации интересной и содержательной игровой деятельности, для развития у детей умения взаимодействовать имеются в играх-драматизациях. В воспитательном отношении полезно объединение детей разного возраста в дидактических играх. Хорошо, если старшие берут на себя (самостоятельно или по предложению взрослого) функцию ведущего в несложных играх с правилами для младших детей, показывая им как играть. Подвижные игры должны проводится с детьми одного возраста, с двумя смежными подгруппами и со всей группой одновременно. Предпочтение следует отдавать играм детей одной или двух смежных возрастных подгрупп, так как это позволяет лучше учесть возможности детей. Важно, чтобы несколько раз в течении недели планировались и отдельно проводились подвижные игры с самыми старшими детьми, так как при совместной организации игр физическая нагрузка у старших детей оказывается недостаточной. На прогулке целесообразно подвижные игры со старшими детьми проводить сразу после выхода на участок, а с младшими детьми в середине прогулки.

Совместный труд детей разных возрастов имеет большое воспитательное значение как для младших, так и для старших детей, способствует осуществлению всех задач трудового воспитания, но особенно важен для формирования трудовых навыков и положительных взаимоотношений. Полезен в педагогическом отношении и опыт систематического назначения на дежурство детей разного возраста. Дежурные трудятся вместе, но обязанности у них разные, соответсвующие их возможностям и умениям.

Условия правильной организации обучения в разновозрастной группе: 1) хорошее знание программы воспитателем, умение свободно ориентироваться в материале всех возрастных групп; 2) осуществление обучения по возрастным подгруппам; 3) включение в образовательное содержание каждого занятия нового материала и вместе с тем его доступность и интерес для детей соответствующего возраста. Одновременно могут решаться разные задачи: с детьми одной возрастной подгруппы изучается новый материал, другим детям предлагаются задания по закреплению знаний и умений, а дети третьей подгруппы работают самостоятельно; 4) в процессе занятий должна сохраняться необходимая последовательность учебного процесса в отношении к каждой подгруппе. За изучением нового материала должно идти его повторение и закрепление, затем – упражнение в использовании полученных знаний и умений.