logo search
совр обр техн в нач шк 1

Модель личностно-ориентрованого обучения

Внутренняя мотивация к учению

Е.Н. Шиянов приводит следующий алгоритм разработки и внедрения личностно - развивающей технологии [17, с.16]:

  1. Определение цели этапа образовательного процесса, обусловленной содержанием стадии развития личности;

  2. Анализ ведущего противоречия, характерного для данного этапа и стадии развития личности, обоснование условий его разрешения.

  3. Выявление особенностей ценностных ориентаций, уровня развития мотивационно - ценностного отношения к педагогической деятельности, а также общего развития личности.

  4. Определение доминирующего для каждого этапа вида деятельности, выявление и отбор способов осуществления.

  5. Обоснование логики организации образовательного процесса на конкретном этапе, анализ испытываемых трудностей и определение в этой связи специфики задач и способов деятельности обучающего.

 Вопросы и задания

ЗАДАНИЕ 1. В чем, по-вашему, основные отличия объяснительно-иллюстративных и личностно-ориентированных технологий обучения?

ЗАДАНИЕ 2. Познакомьтесь с моделью личностно-ориентированного обучения и ответьте на следующие вопросы:

- Какая цель ставится при реализации технологий личностно-ориентированного обучения?

- Какие методы обучения необходимо использовать для достижения указанной цели? Важно ли при этом: а) изменение содержания обучения;

б) изменение целей образовательного процесса;

в) изменение формы организации обучения;

г) изменение взаимодействия между участниками образовательного процесса.

- Назовите условия, при которых ребенок может реализовать себя как субъект обучения.

ЗАДАНИЕ 3. Используете ли вы в своей практике технологии личностно-ориентированного обучения? В чем, по-вашему, заключаются трудности при реализации данных технологий?

Рекомендуемая литература

1.Алексеев Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения.//Завуч. 1999, № 3.

2.Баулин В.П. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе.//Специалист. 2002, № 6.

3.Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования.//Методист. 2003, № 2.

4.Виноградова Н.Ф. Личностно-ориентированное обучение в начальной школе.//Стандарты и мониторинг в образовании. 2001, № 5.

5.Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?//Начальная школа 2002, № 9.

6.Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно-ориентированного урока.//Завуч для администрации школ. 2001, № 3.

7.Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении.//Завуч начальной школы. 2002, №1.

8.Некрасова Т.В. Учет достижений учащихся в ходе педагогического управления процессом их личностного саморазвития.//Начальная школа до и после. 2004, № 6.

9.Разина Н.А. Технологическая характеристика личностно-ориентированного урока.//Завуч начальной школы. 2004, № 3.

10.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

11.Хуторский А. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.//Народное образование. 2003, № 2.

12.Шиянов Е.Н. Развитие личности средствами психологической практики.// Педагогика. 2003, № 4.

13.Якиманская И.С. Личностно-ориентированная школа: критерии и процедура анализа ее деятельности.//Директор школы. 2003, № 6.

14.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.