logo search
Фомичева М

Оформление результатов обследования

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все ответы детей записывает в тетрадь с указанием даты обследования. В тетради на каждого ребенка отводят одну-две страницы. При обследовании педагог отмечает наличие грубых видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус), поскольку такие дети нуждаются в консультации ортодонта.

Затем воспитатель записывает в тетради состояние звукопроизношения:

а) пропуск звука («коова», «ыба»),

б) замена звука («колова», «лыба»),

в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно),

г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).

Отмечается также состояние словаря:

а) соответствует ли словарь возрасту;

б) правильно ли ребенок произносит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки, переставляет слоги, звуки, называет только отдельные слоги).

Проверяя состояние фразовой речи, воспитатель отмечает:

а) как говорит ребенок — фразами или только словами;

б) правильно ли строит фразу — согласовывает ли члены предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги и т. д.;

в) состояние связной речи — может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т. д.

Воспитатель записывает в тетради и другие особенности, встречающиеся в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т. п.

Проведенное обследование позволяет педагогу четко представить общую картину состояния речи каждого ребенка.

Составление сводной таблицы дает возможность представить состояние речи детей всей возрастной группы. В этой таблице имеются графы с данными о словаре, фразовой речи и о звукопроизношении каждого ребенка.

В графе «Запас слов» воспитатель отмечает, каков запас слов — достаточный или не соответствует возрасту (когда ребенок не знает основных слов, которыми пользуются дети его возраста).

В графе «Строение слова» отмечается, как ребенок произносит основные обиходные слова: правильно или сокращает (пропускает звуки, слоги, называет лишь отдельные слоги).

В графе «Фразовая речь» отмечается, как говорит ребенок: фразами или отдельными словами, правильно ли строит фразу или нет, согласовывает ли члены предложения в роде, числе и падеже, правильно ли пользуется предлогами.

В графе «Звукопроизношение» отмечается следующее:

если ребенок произносит звук правильно, в соответствующей клетке ставят плюс (4~);

если ребенок пропускает звук, то в соответствующей клетке ставят минус (—);

при замене одного звука другим в соответствующей клетке записывают звук-заменитель;

при искажении звука отмечают характер искажения или хотя бы указывают: «Произносит нечетко».

В графе «Примечание» записывают, как говорит ребенок: крикливо, тихо, слишком быстро, замедленно, захлебываясь, на вдохе, невнятно, гнусаво, с заиканием и т. д. Если перечисленных отклонений нет, ставится плюс ( + ).

В подготовительной к школе группе вместо граф «Запас слов» (он к этому возрасту достигает большого объема), «гСтроение слова» (дети уже овладевают различной структурой слова), «Фразовая речь» (дети уже согласовывают все, слова в предложении) дается графа «Дифференциация звуков»,,где отмечается следующее:

если ребенок различает сходные звуки и правильно Ш употребляет в собственной речи, в соответствующей клетке ставится плюс (+)'»

если ребенок путает сходные звуки, в соответствующей клетке нужно ставить минус (—).

В течение года воспитатель отмечает в таблице различными условными знаками все изменения в речи детей, и это наглядно показывает результаты его работы. Например, когда ребенок начинает различать и правильно употреблять сходные звуки, в соответствующей графе минус (—) заменяется плюсом (+). Желательно новые пометки делать карандашом другого цвета, чтобы нагляднее была представлена динамика развития речи детей.