logo search
Общие основы педагогики П

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Определите место и функции дидактики в кругу педагогических наук.

  2. Определите отличие предмета дидактики от предметов психологии и кибернетики.

  3. Нужно ли учителю знать дидактику? Аргументируйте свой ответ.

  4. Нужны ли дидактические знания для разработки учебных материалов?

  5. Распределите ответы по группам, которые характеризуют традиционную, педоцентристскую, современную дидактику: а) обучение сводится к спонтанной деятельности детей; б) обучение понимается как взаимосвязанная деятельность преподавания — учения, в которой преподаватель опирается на активность ученика; в) обучение сводится к передаче готовых знаний учащимся; г) структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения; д) процесс обучения строится адекватно тому, чтобы формировать систему знаний и обеспечить развитие личности; е) структуру процесса обучения образуют: сообщение, понимание, обобщение и применение знаний. (Правильный ответ: традиционная — в, е; педоцентристская — а, г; современная — б, д).

  6. Охарактеризуйте черты современной дидактической системы: демократизм, гуманизация.

  7. Сравните два подхода к обучению: традиционный, при авторитаризме учителя, и современный, сочетающий руководство с инициативой и самостоятельностью ученика.

1В тексте этого параграфа использован материал раздела 5.4 учебного пособия «Педагогика» под ред. П.И. Пидкасистого. Третье издание. М., 1998, автором которого является В.В. Воронов.