logo search

Глава 3. Особенности воображения в дошкольном возрасте. Общая характеристика детского воображения.

В психической жизни дошкольника исключительно важ­ную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что мно­гие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем пси­хологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность вооб­ражения заключается в том, что оно «схватывает» целое рань­ше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представле­ний, что характерно для памяти или внутреннего плана дей­ствий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа 3. Фрейд рассматривал воображение как первич­ную, изначальную форму детского сознания. Принцип удо­вольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрей­ду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувствен­ные тенденции.

Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мыш­ление, не направленное на действительность, т. е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть пере­ходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на вооб­ражаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосаб­ливаться к ней.

Итак, согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно: 1) подсознательно (ре­бенок не осознает своих целей и мотивов); 2) направлено на соб­ственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружа­ющей действительности; 3) является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Однако трудно представить, а тем более доказать, что ми­ражное построение, мечта является более первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения по­казывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ре­бенок не испытывает галлюцинаторное удовольствие от вообра­жаемой пищи. Удовольствия ребенка неразрывно связаны с ре­альной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее.

Недоказанной также остается «невербальность» детской фан­тазии. На самом деле, как подчеркивал Л. С. Выготский, мощ­ный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвое­нием речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т. е. больные, у ко­торых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о пред­мете; именно речь дает ребенку возможность представить тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обра­щаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых слова­ми. Таким образом, главным средством воображения, как и мыш­ления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребен­ку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображе­ния. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо бо­гаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют ис­тории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отноше­ния, разговаривают с вещами и пр. Однако все элементы, вхо­дящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно ус­лышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и пе­рекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую карти­ну, совершенно не похожую на реальность.

Например, один мальчик с азартом рассказывал про крошечный земной шар, который помещается у него в кар­мане, но на котором все живое и все «взаправду»; а другой собирался построить домик из песка до самого неба и даже до звезд, чтобы с него можно было на звезду сойти.

Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они малой их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрос­лых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок мо­жет вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии огра­ничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не бо­гаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

И все-таки воображение играет в жизни ребенка значитель­но большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное — дети верят в то, что придумы­вают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызы­ваются воображаемыми событиями, для них совершенно ре­альны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3—5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угро­жать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектак­ля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, во­ображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных со­ображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных приду­манных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые за­бирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти пер­сонажи становятся для. ребенка живыми и совершенно реаль­ными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иног­да и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» — вызывают слезы и паническое бег­ство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной об­становке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детско­го воображения.

Повышенная эмоциональность — важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобре­тают для ребенка личную значимость и начинают жить в его со­знании как совершенно реальные.