Тема 4. 3. Социально-культурные институты
Институциональные субъекты социально-культурной деятельности. Общее и особенное понятий «социальный институт» и «социально-культурный институт».
Два уровня понимания сущности социального института. Социальный институт как нормативное явление, совокупность исторически сложившихся социальных норм, обычаев, нравов, объединяющихся какой-либо главной целью, ценностью или потребностью (институт семьи, просвети-тельность, язык, фольклор, литература, искусство). Социальный институт как учреждение (служба) или совокупность учреждений, обладающих определенным общественным назначением (средства массовой информации, образование, церковь, наука и др.).
Понимание сущности социально-культурного института. Его определение как социального института, обеспечивающего осуществление культурной деятельности.
Классификация социально-культурных институтов в зависимости от выполняемых ими социальных функций в обществе.
Первая группа — социально-культурные институты, преимущественно занятые производством духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое, творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.
Вторая группа — социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией ду-
72
73
ховных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, лекции, конференции, демонстрации и т. д.
Третья группа — социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в различных видах неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и дви- ; жения, нравственность как система общественно-одобряемых норм и правил поведения.
Другие основания для классификации социально-культурных институтов.
Обслуживаемый контингент населения: массовый потребитель (общедоступные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юношество (детско-юношеские).
Форма собственности: государственные, общественные, акционерные, частные.
Экономический статус: бесприбыльные (некоммерческие), доходные (коммерческие или полукоммерческие).
Масштаб действия: международные, национальные (федеральные), региональные, местные (локальные).
- Тема 3.3. Народная художественная культура и творчество
- Тема 3.4. Образование
- Тема 3.5. Социальная защита и реабилитация
- Раздел IV. Субъекты
- Тема 4.1. Социально-культурная деятельность как система межсубъектных отношений
- Тема 4. 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Тема 4. 3. Социально-культурные институты
- Тема 4. 4. Семья как традиционный
- Практические задания
- Тема 4.5. Общественность в социально-культурной сфере
- Тема 4.6. Социальные общности и "
- Тема 4.8. Средства массовой информации
- Тема 4.9. Отраслевые учреждения и организации
- Раздел V. Ресурсы
- Тема 5.1. Понятие ресурсной базы
- Тема 5.2. Нормативный ресурс
- Тема 5.3. Кадровый ресурс
- Тема 5.4. Финансовый ресурс
- Тема 5.5. Материально-техническая база
- Тема 5.6 Информационно-методический ресурс
- Тема 5.7. Социально-демографический ресурс
- Тема 5.8. Морально-психологический ресурс
- Раздел VI. Социально-культурные технологии
- Тема 6.1. Сущность и классификация
- Тема 6.2. Культуроохранные технологии
- Тема 6.3. Культуротворческие технологии
- Тема 6.5. Образовательные технологии
- Тема 6.6. Социально-защитные технологии
- Тема 6.7. Управленческие технологии
- Практическое занятие
- Тема 6.8. Исследовательские технологии
- Практические задания
- Тема 6.9. Проектные технологии
- Тема 6.10. Альтернативные (инновационные) технологии
- Тема 6.11. Коммуникационные технологии
- Тема 6.12. Информационно-рекламные технологии
- Тема 6.13. Этнонаправлвнные технологии социокультурного обмена и сотРуДничества