Методика восприятия произведений живописи.
(по А.В. Бакушинскому)
Данная работа создана на основе работ – ученого- искусствоведа, теоретика и практика эстетического воспитания, исследователя психологии творчества и психологии восприятия искусства, выдающегося педагога - Анатолия Васильевича Бакушинского.
А.В. Бакушинский создал целостную систему эстетического воспитания. Он утверждает, что «художественное воспитание – не спорт, не «модная тема», а серьезное и ответственное дело жизни, что наши дети не глина, не кирпичи, с которыми можно производить любые манипуляции, а драгоценный наш культурный фонд, живая ткань с очень нежной и сложной организацией».
Он считал, что подлинное живое искусство это концентрат духовного здоровья общества, сфера проявления творческих, созидательных сил человечества. При этом творцом, по его убеждению, является не только художник, но и воспринимающий его произведение зритель. Естественно, что при таком понимании роли искусства задача приобщения к нему всех членов общества с самого раннего возраста становится задачей огромной социально – этической значимости».
Основная цель, отмечает он - воспитание культурной творческой личности.
В связи с целью определяется и главная задача художественного воспитания: изыскание и разработка таких педагогических методов, которые могли бы помочь ребенку понять, осмыслить и прочувствовать произведение искусства.
В чем же главная ценность произведения искусства и общения с ним? – спрашивает Бакушинский и сам же отвечает. Путь общения единственный - творческое переживание произведения искусства. В основе такого творческого переживания лежит повторный процесс воссоздания творческого содержания, того внутреннего образа, которому художник дал форму. Таким образом, художественное произведение является выразителем творческого действия у художника и возбудителем творческого действия у зрителей. Отсюда социальная ценность и значимость искусства и его творческого переживания. Процесс художественного переживания сложен. Он отражает в себе все сложность психического строения человека. Художественное произведение действует извне, организуя, прежде всего низшие процессы деятельности: ощущения, и их объединения в первичные комплексы восприятий.
Анатолий Васильевич многократно объяснял, что творческое переживание противоположно пассивному созерцанию, которое он считал необходимым исключить из процесса восприятия произведений искусства. «Углубленное проникновение в искусство, умение разобраться в языке тех художественных средств, которыми располагает художник, безукоризненное «искусство видеть», умение понять сложный язык художественной формы произведения, а через него содержание, - вот что определяло метод Бакушинского» - писал ученик А.В. Бакушинского, профессор В.М. Василенко.
Методика восприятия натюрморта, пейзажа, жанровой живописи
(по В.А. Езикеевой, Н.М. Зубаревой)
Начинать знакомить детей с произведениями живописи В.А.Езикеева и Н.М. Зубарева рекомендуют с таких жанров, как натюрморт и пейзаж. Ведь в этих жанрах отсутствует сюжет, значит, дети не будут отвлекаться от содержания картины, замысла художника. Детям легче будет сосредоточиться на знакомых предметах, на образах природы, на эстетической стороне картины.
Натюрморт – жанр в живописи, посвященный изображению неодушевленных предметов – цветов, плодов, предметов обихода. Натюрморт буквально переводится как – «мертвая природа». Подлинно художественный натюрморт утверждает эстетическую ценность простых вещей окружающих человека, открывает глаза на их красоту, воспитывает уважение к реальному миру, учит ценить его и любоваться им.
Специалисты различают два вида натюрморта: когда художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов, раскрывает перед зрителем красоту привычных вещей, обращает внимание на объем, фактуру, поверхность, пространственное расположение, цветовое сочетание и, в итоге, выражает свое отношение к ним. Другой вид натюрморта – в нем предметы говорят не о себе, а о своем хозяине. Как бы дают ему свою характеристику. Смотришь на картину и думаешь, что хозяин этих вещей отошел на минутку и сейчас вернется, например картина К.Моне «Охотничьи трофеи».
Начинать знакомство с картинами необходимо с натюрморта, т.к. в натюрморте есть только знакомые детям предметы. Задача педагога – помочь детям увидеть эти знакомые предметы с новой, неожиданной для них точки зрения. Детям нужно рассказать, что художник разговаривает красками. Художник карандашом – рисует, красками – пишет. Художник выделяет в картине самое главное – пишет его крупнее, или пишет впереди, ближе всего к нам, или берет самые яркие краски. Используя натюрморты для развития у детей эстетического восприятия, необходимо учить их не только узнавать изображения знакомых цветов, фруктов, Но и получать наслаждение, видеть красоту, многообразие форм, цвета, фактуры предмета.
В натюрмортах, выбранных для работы с детьми, были изображены цветы, фрукты, которые дети знали и видели. Важно, чтобы художественный образ оживил у маленького зрителя его запас жизненных впечатлений и по-новому их осветил. Это поможет более глубоко и проникновенно подходить к картине.
Прежде чем предложить детям картину, воспитатель проводит с детьми предварительную работу.
Воспитатель вносит поднос и снимает салфетку. На подносе лежат золотисто-желтые и красные яблоки, виноград разных сортов, различный по форме и цвету, лимоны, персики. Слышны голоса удивления и радости:
- Как красиво все. Вкусно.
Воспитатель: Почему это красиво?
- Потому что все хорошее
- Вкусное все
- Потому, что персики красные
- Потому, что все разного цвета
- Персики гладкие.
Воспитатель предлагает подойти и потрогать. Дети подходят, берут в руки фрукты, нюхают, гладят, делают вид, что надкусывают и жуют. Дети довольны, эмоционально возбуждены.
- А персики немного колючие, у них маленькие волосики
- Они пушистые, а не колючие
- Яблоко гладкое, а персик бархатный. Очень красиво
Воспитатель обращает внимание на цвет яблок и персиков. Спрашивает , одинаково ли они красные?
- Одни яблоки красные, а другие – как солнце золотисто – красные, а персик малиновый
- Лимон желтого цвета
Воспитатель: А какая кожица у лимона?
- Лимон дырявый
- Он не дырявый, а такой – с ямками и еще пахнет хорошо
Воспитатель: Я положила фрукты на поднос так, чтобы было красиво. Вы заметили, что все это выглядит очень красиво?
- Да. Желтые лимоны лежат в середине
Воспитатель: Это я специально положила их так.
- Лимон желтый, а яблоки и персики красные. Все вместе красиво.
Рассмотрев фрукты, дети стали их есть, и отметили вкус: сочный, сладкий, кислый и т.д.
Подобное занятие способствует формированию у детей отчетливых представлений о фруктах – их форме, цвете, запахе, вкусе, о характере их поверхности. Дети отметили красоту цветовых сочетаний, учились видеть красивое и наслаждаться им.
Восприятие картины А.Машкова «Натюрморт с арбузом», изображающий дыни, арбузы, виноград, яблоки, груши. Предложили детям подумать, о чем художнику хотелось нам рассказать.
Дети: - Какая картина веселая. Тут лежат виноград, груши и рядом дыни и половинки арбуза.
Воспитатель: Расскажите, как художник передал настроение картины, которую вы назвали веселой?
Дети: это картина яркая, здесь много разных красок художник взял. Для дынь он взял желтую краску, а для арбуза – темно красную.
- Художник нарисовал фрукты сочные, сладкие. Тут все красивое, потому, что есть темные краски и светлые.
- Художник красиво разложил фрукты: виноград окружил яблоками
- Цветные фрукты художник положил
- Это фрукты сочные и сладкие
- Этот арбуз очень спелый и сладкий.
Воспитатель: Как вы поняли, что арбуз спелый, сочный, сладкий?
- Художник разрезал арбуз, внутри он красный, значит спелый и сладкий.
Воспитатель: что же художник хотел нам рассказать в своей картине? О чем он думал, когда ее писал?
- Он хотел рассказать, как красиво вокруг. Он специально все красиво разложил, чтобы все видели и любовались.
При восприятии натюрморта, необходимо подчеркнуть, что художник пишет не просто предметы, которые он увидел, а всегда хочет рассказать красками о том , что интересного, что красивого он подметил в них, о чем ему хочется рассказать в своей картине всем, кто ее будет смотреть. Иначе говоря, художник своими картинами передает какие-то мысли, чувства и переживания. Нужно подводить детей к тому, что художник картину задумывает. Дети должны понять, что каждое произведение о чем-то рассказывает, что – то изображает, выражает какие-то чувства.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный передаче природы. Пейзаж бывает сельский, городской, индустриальный, морской и т. д. Особенность пейзажа – в нем всегда отсутствует сюжет. Отсюда вытекает методика ознакомления с пейзажной живописью. Без специальной работы – акцента на художественной стороне картины – дети воспринимают пейзаж как наглядное изображение предметов, а не как художественное произведение. Для того, чтобы произведение искусства, став предметом восприятия его детьми, не утрачивало своей эстетической ценности, нужно строить занятия так, чтобы не разрушить эстетического образа картины.
Восприятие пейзажа можно спланировать по-разному:
-
можно построить занятие на основе первого зрительного впечатления детей от картины, без предварительных вопросов педагога и анализа картины. Такое начало позволяет выявить характер первого зрительного впечатления, характер чувств и воображения у ребенка. От детей такой прием требует полной самостоятельности высказываний, он наиболее адекватно отражает их непосредственные мысли и чувства.
-
Чтобы эмоционально настроить детей на восприятие картины, можно использовать художественное слово и музыку. Художественные образы на картине будут восприниматься ярче, если воспитатель использует в своей речи меткие сравнения, метафоры, поэтические эпитеты, стихотворные строфы такими как: «Чародейкою зимою – околдован, лес стоит». Музыка повышает восприимчивость, является условием более глубокого проникновения детей в искусство. Она создает фон для зрительного и слухового восприятия картин, помогает раскрыть загадку цвета, слова.
-
При восприятии пейзажной живописи широко используется прием «вхождения» в картину. Иногда детям можно предложить мысленно «войти» в картину, «осмотреться» вокруг, «прислушаться», рассказать что слышат.
Так была внесена картина Б. Щербакова «Вихри грозовые». Вначале дети самостоятельно рассматривали картину, делились своими высказываниями:
- Ветер нарисован
- Сильный ветер
- Трава по земле стелется от ветра
- Туда дует – жест рукой, показывает, куда дует ветер – ветер дует сильно, трава туда и дерево туда наклонились.
Предлагаю детям «войти» в картину и встать под деревом, прислушаться. Задаю вопросы: «Как погода?» «Что вы слышите?»
- Ветер гудит
- Ветер шумит, дерево качается, сейчас дождь хлынет
- Все небо заволокли темно-синие тучи
- Художник написал бурю, только она еще не совсем началась
Спрашиваю: Как вы поняли, что гроза еще не началась?
- А вот здесь еще солнышко светит, значит, тучи еще не все небо закрыли. Здесь еще светло, а там уже все черно. Гроза будет сильная.
Говорю детям: Как бы вы назвали картину?
- Ветер.
- Сильный ветер.
Сообщаю название картины «Вихри грозовые». Художник, так назвал свою картину потому, что хотел нам рассказать, как начинается гроза.
Чтобы учить детей сосредоточиваться на главном, на том, что в первую очередь волновало самого художника, нужно заставить детей задуматься над замыслом художника. Можно спросить: - «Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес, погоду, луг?» или можно раскрыть главное через название картины. «Художник назвал свою картину «Золотая осень» или «Вихри грозовые», как ты думаешь, почему он так назвал ее?»
-
Интересные результаты дает прием одновременного рассматривания двух картин разных художников на одну и ту же тему.
Можно дать детям «Лес в снегу» Л. Бродской и «Зиму» И. Шишкина, «Березовую рощу» А. Куинджи и «Березовую рощу» И. Левитана. При одновременном рассматривании двух картин, нужно обратить внимание на средства выразительности у одного и у другого художника. Ознакомление с произведением живописи через сравнение позволяет дошкольнику глубже вникнуть в содержание произведений, по-новому увидеть их. Воспитатель может сказать: художники по-разному видят и по-разному показывают , так же как и вы по-разному видите эти картины. Давайте посмотрим, как увидел и показал в своей картине березовую рощу Левитан и как ее увидел художник Куинджи. Можно задать такие вопросы: Как оба художника показали, что день солнечный? Одинаково ли написаны обе картины?
-
Повторный показ картины. Первое знакомство с картиной часто не производит глубокого впечатления, оно бывает неясным, расплывчатым. Повторное восприятие поможет лучше, полнее, глубже воспринимать произведение. Однако повторный показ должен обязательно вносить что-то новое. В противном случае дети скажут: «А мы ее уже смотрели», «А давайте другую смотреть».
-
Выставка картин. На выставке вывешиваются все картины, знакомые детям по предыдущим занятиям. Этот прием можно разнообразить. Можно устроить «Музей», «Зал искусств», передвижную выставку.
Выставку можно посвятить и произведениям одного художника, или определенному жанру живописи: пейзажу, натюрморту, портрету, жанровым картинам. Выставки посвящают праздникам, временам года, торжественной дате. Эмоциональное воздействие усилится, если на выставке происходит живой обмен мнениями, звучит музыка. Например, на выставке картин по временам года, можно дать на прослушивание «Времена года» П.И. Чайковского, «Картинки с выставки» М. Мусоргского Можно «пригласить» экскурсовода.
Жанровая живопись. Она также имеет свои подвиды: бытовой, исторический, батальный, мифологический (сказочный). Доступен пониманию детей только бытовой жанр, частично – сказочный, поскольку он близок опыту ребенка. В жанровой живописи широко представлена тема детства, отрочества. Жанровая живопись рассказывает о труде и быте разных людей и народов, об их успехах, радостях, невзгодах. Художник с помощью выразительных средств оценивает взаимоотношения людей, взаимосвязь между обществом и личностью.
Приемы, помогающие детям понять смысл картины, замысел, настроение:
-
Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать детей содержанием картины, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для себя события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
-
Можно провести повторное рассматривание уже знакомой картины. Знакомое произведение вызывает оживленные высказывания, в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.
-
Прием оживления героев, например, представь себе, что Аленушка ожила.
-
Прием вхождения в картину.
-
Использование музыкальных и художественных произведений при ознакомлении с произведениями искусства.
-
Прием итогового вопроса. Что значит, для ребенка дать название картине? Это требует от него, на основе анализа воспринимаемого, отвлечься от частностей и подняться до обобщения. Чем поверхностнее анализ, тем ниже уровень синтеза, и, наоборот, чем глубже анализ, тем выше уровень синтеза. Когда же дети дают название картине, уже зная авторское, это свидетельствует о высоком эмоционально-эстетическом переживании произведения.
-
Выставка картин.
- Оглавление
- Пояснительная записка.
- Рассматривание и восприятие.
- Рекомендации по подготовке воспитателя к беседам по восприятию произведений живописи.
- Рекомендации к постановке вопросов при восприятии произведений живописи.
- Организация художественного восприятия.
- Методика восприятия произведений живописи.
- Методика восприятия портрета.
- Уровень эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Уровень эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Уровень эмоционального отношения детей дошкольного возраста.
- Беседа о художнике.
- Игры и разминки на образное ощущение колорита.
- Упражнения на составление цветовых композиций.
- Ознакомление с картиной «Стрекоза» и. Репина
- Ознакомление с картиной «Снегири (Дети)» н. Ульянова.
- Ознакомление с картиной «Не взяли на рыбалку» к. Успенской – Кологривовой.
- Ознакомление с картиной «Богатыри» в. Васнецова.
- Ознакомление с картиной «Дети, бегущие от грозы» к. Маковского
- Список используемой литературы.
- Натюрморт
- Портрет:
- Жанровая живопись