2. Цели и содержание обучения математике
Современное школьное математическое образование
Цели обучения математике
Функции обучения математике
Гуманизация и гуманитаризация математического образования
Содержание математического образования
СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образование — это организованный процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта. Это понятие используется в философии, психологии, педагогической науке и в практике школьного обучения. Современное образование характеризуется усилением внимания к ученику, к его саморазвитию и самопознанию, общечеловеческим знаниям, обращенностью ученика к окружающему миру и себе, к воспитанию умения искать и находить свое место в жизни.
Математическое образование — процесс и результат овладения учащимися системой математических знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.
Образование рассматривается в двух аспектах:
социальном (отражающем требования общества к образованию);
личностном (определяющем цели образования для каждой личности индивидуально).
Образованную личность характеризуют: определенность, широта и гибкость мышления; умение ориентироваться в широком круге проблем и желание решать их; разнообразие потребностей; способность прогнозировать развитие событий и моделировать свою деятельность; высокая работоспособность и т.д. Основной целью математического образования является воспитание у школьников умения рассматривать явления реального мира с математической точки зрения, видеть практическую направленность математики и ее приложений.
Значение математического образования для формирования интеллектуальных и нравственных ценностей, духовной сферы человека велико. В процессе обучения математике развиваются математические способности, формируется понимание красоты математических утверждений, развивается пространственное воображение, воспитываются настойчивость, целеустремленность, дисциплина, критичность мышления и др.
Основами современной перестройки системы математического образования являются:
демократизация (обеспечение права каждому ученику на получение полноценного математического образования);
гласность (наличие открытой и полной информации о состоянии преподавания и результативности обучения математике);
децентрализация (право регионов и школ на выбор программ, учебных пособий, на самостоятельное решение проблем математического образования);
реализм (реальная политика в области математического образования).
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Цели образования — один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от современных условий, социального заказа общества на образование граждан.
Основные цели обучения математике (в широком смысле):
• овладение всеми учащимися элементами мышления и деятельности, которые наиболее ярко проявляются в математической ветви человеческой культуры и которые необходимы каждому для полноценного развития в современном обществе;
• создание условий для зарождения интереса к математике и развития математических способностей одаренных школьников. Соответственно целям обучения выделяются уровни обучения математике: 1 — общекультурный; 2 — общеобразовательный; 3 — творческий.
Цели обучения математике (в узком смысле):
общеобразовательные: овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, дающей представление о предмете математики, о математических приемах и методах познания, применяемых в математике;
воспитательные: воспитание активности, самостоятельности, ответственности; нравственности, культуры общения; эстетической культуры, графической культуры школьников;
развивающие: формирование мировоззрения учащихся, логической и эвристической составляющих мышления, алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения.
Цели обучения могут формулироваться по-разному в зависимости от их ориентации. Например, можно определить цель обучения через деятельность учителя; через учебную деятельность учащихся.
Достижение целей обучения математике определяется функциями обучения математике.
ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Обучение математике включает функции: образовательную, воспитательную и развивающую, а также: информационную, эвристическую,
прогностическую, эстетическую, практическую, контрольно-оценочную, корректирующую и интегрирующую.
Образовательная функция предполагает овладение школьниками системой математических знаний, дающей представление о предмете математики, ее методах и приложениях. Образовательная функция во многом обусловливает
развитие мировоззрения школьников, которое представляет собой синтез знаний, умений и убеждений.
Воспитательная функция характеризуется формированием интереса к изучению математики, развитием устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Развивающая функция заключается в формировании познавательных психических процессов и свойств личности, таких как внимание, память, мышление, познавательная активность и самостоятельность, способности, а также в формировании логических приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и т. п.), общеучебных приемов.
Информационная функция заключается в том, что в процессе обучения ученик знакомится с историей возникновения математических идей, их развитием, биографией ученых, разными точками зрения на те или иные концепции. В процессе обучения математике ученик получает достаточно большой объем информации, знакомится с различными приложениями математики, новыми открытиями в области математики.
Эвристическая функция предполагает создание учителем в процессе обучения условий, которые обеспечивают развитие способностей ребенка. К эвристической функции обучения относится применение учителем эвристических приемов и методов в обучении математике, умение применять их в различных конкретных ситуациях.
Прогностическая функция математики ориентирована на формирование у школьников прогностических умений: обнаруживать нерешенные проблемы, выдвигать гипотезы, видеть альтернативное решение проблем и др.
Эстетическая функция предусматривает приобщение школьников к красоте, воспитание у них эстетических вкусов. Учебный материал должен быть изложен логически последовательно, системно и привлекательно.
Практическая функция заключается в ориентации обучения на решение задач, на формирование умения математически исследовать явления реального мира, на практическую направленность учебного материала. Изначальным стимулом развития математического знания является потребность в решении конкретных практических задач. Движение вперед в области математики обусловлено возникновением потребностей, в большей или меньшей мере носящих практический характер.
Контрольно-оценочная функция предполагает осуществление контроля, коррекции, оценки знаний и умений школьников. Сегодня в школах с этой целью проводят тестирования.
Корректирующая функция понимается как корректировка информации, получаемой учащимися. Значение и сущность информации, полученной из различных источников, может быть различной. Учитель должен предлагать учащимся откорректированную информацию. Он должен помочь ученику правильно разобраться в ней и оценить ее.
Интегрирующая функция заключается в формировании системности знаний, в понимании взаимосвязи между изучаемыми понятиями, теоремами, способами деятельности, методами.
Все функции обучения математике взаимосвязаны, они зависят друг от друга и реализуются на практике в различных сочетаниях. Обучение при реализации функций математики обеспечивает достижение основных целей обучения. Перечисленные выше цели математического образования составляют основу отбора его содержания.
ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слово гуманизм произошло от латинского humanus — человечный. Гуманизация образования предполагает «очеловечивание» знания, необходимость дифференциации и индивидуализации обучения. Гуманизация математического образования — это, прежде всего, воспитание четких представлений об этических нормах и осознание невозможности отступления от них. Появление различных типов школ, классов с углубленным изучением математики представляют собой проявления гуманизации образования. Появилась необходимость новых подходов в осмыслении проблем, целей, содержания, форм, методов и средств обучения математике в школе, ее места и роли в системе школьных предметов.
Гуманитаризация (от лат. Humanitas — человеческая природа, духовная культура) математического образования проявляется в приобщении школьников к духовной культуре, истории развития науки, творческой деятельности, что, в конечном счете, реализуется в увеличении числа часов в учебных планах на изучение гуманитарных дисциплин.
Гуманитарная составляющая математического образования определяется отношением к человеку, его общественному бытию и сознанию.
Понятие гуманитарной математики связано с гуманитарными науками, а также с материальными и духовными общественными отношениями. С этих позиций наиболее важными являются:
методологические вопросы математики как метода познания природы и общества;
философские проблемы математики, показывающие ее роль в обществе;
связь математики с другими науками;
связи математики с производством, ее роль в управлении, быту, трудовом воспитании;
связь математики с духовной культурой, развитие мышления, политическое, нравственное и эстетическое воспитание;
- вклад математического образования в формирование научного гуманистического мировоззрения учащихся.
Гуманитаризация математического образования может осуществляться путем внесения в традиционный школьный курс математики разнообразных форм, методов и стилей, свойственных гуманитарным дисциплинам. Таковыми являются, например, освобождение школьного математического курса от технически сложных вопросов; усиление прикладной направленности математики; актуализация значимой роли математики в развитии культуры и общества.
В настоящее время стали появляться школы с углубленным изучением предметов в старших классах. Это ведет к тому, что на изучение некоторых предметов негуманитарного цикла уменьшено количество часов. Подростки, обучающиеся в таких классах, отдают предпочтение изучению гуманитарных предметов. К сожалению, часть из них думает, что математика является не основным предметом, поэтому учителям математики трудно и неинтересно там работать, тем более что многие из них, как правило, сомневаются в необходимости математического образования для гуманитариев.
Утверждение, что математика — наука гуманитарная, может показаться парадоксальным. Однако именно математика лежит в основе всех наук. Она имеет свой язык, свою лексику, грамматику. Математические идеи и методы постепенно проникают в самые традиционные гуманитарные науки, прививая им строгий стиль мышления.
Математика развивает образное мышление, так как представляет собой источник образов. Образность мышления очень важна для людей с гуманитарными интересами. Умение видеть разнообразные формы в их пространственном и плоскостном изображении, распознавать конфигурации, моделировать объекты, понимать простые геометрические факты и ситуации — все это способствует развитию логического мышления, пространственного воображения, эстетического чувства, ассоциативного мышления, помогает почувствовать целостность изучаемых объектов.
Гуманитарное преподавание математики немыслимо без изучения ее истории. Это не только краткие биографические сведения о выдающихся математиках, но и история возникновения и развития математических идей. Уместно вспомнить об известных гуманитариях, которые любили математику и хорошо ее знали, и о математиках, внесших вклад в развитие гуманитарных наук. Элементы истории должны органично входить в курс математики в гуманитарной школе.
Гуманизация и гуманитаризация обучения математике предполагают особые отношения между учителем и учеником, в ходе которых происходит вовлечение школьников в содержание учебного процесса; используются диалогические приемы общения между учителем и учащимися; реализуются творческие начала каждого школьника.
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание математического школьного образования отражается в ряде нормативных документов, учебниках, учебных планах, учебных программах, методических пособиях. Базисный учебый план является обязательным для всех учебных заведений, дающих среднее образование. Это основной документ для разработки учебных программ, учебно-тематического планирования. Учебные программы по математике включают перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, перечень знаний, умений и навыков по предмету.
Существуют три варианта расположения математического материала в учебных программах:
линейное (материал располагается последовательно);
концентрическое (некоторые разделы изучаются с повтором на новом уровне);
спиральное (материал располагается последовательно по циклам). Составными частями содержания образования являются: знания,
умения, навыки.
Знания — это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять на практике основные научные факты и теоретические обобщения.
Любое знание выражается в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, теориях, гипотезах. Математические знания представляют собой математические понятия, законы, символику, математический язык и т.д.
Умения — это владение способами, приемами применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают знания и навыки. Формирование знаний, умений и навыков зависит от способностей человека.
Навыки — элементы умения, т.е. автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства.
Содержание образования строится с учетом факторов, доминирующих на современном этапе развития общества. К ним относятся:
соответствие логике математики как науки;
соответствие таким принципам обучения, как научность, последовательность, системность и др.;
учет психологических возможностей и возрастных особенностей школьников разных ступеней обучения (младший, средний, старший школьник);
адекватность потребности личности в образовании (дифференцированное обучение, коррекционное обучение и т.д.);
формирование профессиональной направленности школьников.
- 1.Предмет методика преподавания математики
- Математика как наука
- Предмет методики преподавания математики
- Противоречия процесса обучения математике
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 2. Цели и содержание обучения математике
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 3. Принципы и методы обучения математике
- Проблемное обучение
- Аксиоматический метод
- Вопросы для самопроверки
- 4. Формы мышления в процессе обучения математике
- Определение понятия. Виды определений
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 5. Формы обучения математике
- Типы уроков
- Организация урока:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 6. Задачи как средство обучения математике
- Классификация задач
- 7. Деятельность учителя математики
- 8. Дифференцированное обучение математике
- 9. Прикладная и практическая направленность обучения математике
- 10. Формирование алгоритмической культуры учащихся
- 11. Контроль знаний по математике
- 13. Технология обучения
- 1. Учебные пособия средней школы
- 2. Использованная литература
- 12. Систематизация