Структурные элементы учебного занятия
по Г.Ю. Ксензовой [6, с. 94-95]
Этапы | Дидактические задачи | Показатели результата решения задачи | |
1. Проверка итогов предыдущей работы
| -Установить связь между деятельностью учителя и деятельностью учащихся. -Обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы на уровне внутренней мотивации. -Включить их в продуктивную учебную деятельность. | -Активное организованное общение учащихся по реконструкции ранее изученного материала. | |
2. Презентация нового материала
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новой информации. Установление связей и отношений в изучаемом объекте Первичное ознакомление с новыми способами действий. | Осмысление изложенного материала или активные действия учащихся с объектом изучения, добывание знаний и овладение способами действий по их достижению. | |
3. Практика под руководством учителя. | -Установление обратной связи с целью своевременного устранения ошибок.
| Получение оперативной информации о точности понимания нового материала, его основных положений. | |
4.Независимая самостоятельная практика учащихся. | -Обеспечение процедуры усвоения нового материала. -Применение знаний, способов действий в измененной ситуации. | Активный обмен мнениями, суждениями, выводами по изученному материалу. | |
5.Самоконтроль и самооценка результатов работы. | -Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. -Необходимая коррекция. | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. | |
6.Подведение итогов учебного занятия | -Анализ и оценка успешности достижения цели. -Определение перспективы последующей работы. | Адекватность самооценки учащихся, получение учащимися информации о реальных результатах учения. | |
7.Информация о домашнем задании. | -Обеспечение понимания цели и способов выполнения домашнего задания. | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения всеми домашнего задания. | |
8.Специальное повторение. | -Обобщение и систематизация ведущих знаний по теме, курсу по окончании недели, месяца. | Активная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и систематизация, выявление внутрипредметных и межпредмегных связей. | |
9.Контроль усвоения знаний учащимися. | -Установление правильности и осознанности усвоения изученного материала. -Выявление пробелов и их коррекция. | Усвоение базовых знаний и способов действий по их добыванию, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
Вопросы и задания
ЗАДАНИЕ 1.Познакомьтесь с определением и особенностями проведения учебного занятия и ответьте на следующие вопросы:
- В чем, по-вашему, отличие учебного занятия и урока:
а) в изменении целевой направленности обучения;
б) в изменении учебного содержания;
в) в изменении психолого-педагогических условий.
- Закончите предложение:
Учебное занятие – это …
ЗАДАНИЕ 2. Познакомьтесь с технологией проведения учебного занятия. Сравните этапы проведения, дидактические задачи, предполагаемые результаты традиционного урока и учебного занятия.
ЗАДАНИЕ 3. Можно ли, по-вашему, использовать учебное занятие как форму обучения в реальной практике? Аргументируйте свой ответ.
Рекомендуемая литература
1.Артеменкова А.И. Роль дифференцированного подхода в развитии личности.//Начальная школа до и после. 2004, № 4.
2.Иванова Е.О. Личностно-ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования.//Завуч для администрации школ. 2002, № 8.
3.Карабанова О.А. Организация адаптивной среды на начальном этапе обучения.//Начальная школа до и после. 2004, № 7.
4.Крылова Н. Как организовать индивидуальное образование.//Народное образование. 2003, № 2.
5.Ксензова Г.Ю. Перспективные образовательные технологии в начальной школе. - М., 2000.
6.Некрасова О.А. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте.//Начальная школа до и после. 2004, № 7.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Знания – дети удивления и
любопытства.
Луи де Бройль
Актуальность
Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги как Сократ (основоположник майевтики), Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. В конце ХIХ – начале ХХ веков формируется исследовательский метод обучения, основанный на приемах развития познавательной самостоятельности учащихся, нашедший отражение в работах А.Я. Герда, А.П. Тинкевича, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова. В отечественной педагогике второй половины ХХ века различные подходы к организации проблемного обучения освещены в работах А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.И. Ильина, А.В. Брушлинского и др.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Целевые ориентации
Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Этапы постановки и решения проблемы
1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).
5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
Система действий учителя и учащихся на разных этапах проблемной ситуации
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
1.Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию | Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся. | Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании. |
2.Анализ проблемной ситуации. | Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы. | Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия. |
3.Поиск решения проблемы. | Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. | Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы. |
4.Решение проблемы. | Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической). |
5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий. | Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки. | Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку. |
Вопросы и задания:
ЗАДАНИЕ 1. В чем, по-вашему, заключается актуальность технологии проблемного обучения на современном этапе?
ЗАДАНИЕ 2. Охарактеризуйте основные этапы данной технологии. Что, по-вашему, является наиболее важным при организации каждого этапа?
ЗАДАНИЕ 3. При изучении, каких предметных курсов и учебных тем вы считаете возможным использование данной технологии?
ЗАДАНИЕ 4. Разработайте модель урока, используя технологию проблемного обучения, и осуществите его на практике. Привлеките к оценке результатов своих коллег.
Рекомендуемая литература
1.Головина Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка.//Начальная школа до и после. 2003, № 2.
2.Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.
3.Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология. - М., 1999.
4.Лернер И.Я. Условия и критерии эффективности проблемного обучения. - Казань. 1972.
5.Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения. Образовательная система «Школа 2100». /Сборник материалов. - М., 2003.
6.Мельникова Е.Л. Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в начальной школе.//Начальная школа до и после. 2003, № 6.
7.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. – М., 2002
8.Петерсон Л.Г. Интегративная технология развивающего обучения.// «Школа 2000…». Математика для каждого. Вып. 4. - М., 2002.
9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
10.Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М., 1996.
- Введение
- Сущность понятия педагогическая технология
- Классификация педагогических технологий
- Особенности технологий личностно-ориентированного обучения
- Модель личностно-ориентрованого обучения
- Технология использования типовой схемы учебного занятия
- Структурные элементы учебного занятия
- Технология проектного обучения
- Технология педагогических мастерских
- Система действий учителя и учащихся на различных этапах
- Технология развивающего обучения (система д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова)
- Система действий учителя и учащихся при решении учебной задачи
- Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Технология развивающего обучения (система л.В. Занкова)
- Приемы создания проблемной ситуации:
- Проблемный урок
- Тема: «Приемы письменных вычислений с переходом через разряд»
- Проблемный урок.
- Тема: «Цепи питания животного мира лесной зоны»
- Проблемный урок.
- Тема: «Одинаково ли пишутся ударные и безударные падежные окончания имен существительных в одинаковых падежах.
- Проблемный урок
- Тема: «Согласные парные и непарные»
- Проблемный урок
- Тема: «Умножение суммы на число»
- Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)
- Педагогическая мастерская
- Тема: в.А. Осеева «Синие листья»
- Педагогическая мастерская
- Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы Тема проекта «Мое растение»
- Тема проекта: «Леса России»
- Тема проекта: «Весна на подоконнике»
- Тема проекта: «Очень умелые ручки (изготовление игольницы)»
- Тема 1. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе (6 часов)
- Тема 2. Современные образовательные технологии(6 часов)
- Тема 3. Особенности технологий личностно-ориентированного обучения (6 часов)
- Тема 4. Учебное занятие в условиях реализации личностно-ориентированного обучения (4 часа)
- Тема 5. Особенности технологии проблемного обучения (10 часов)
- Тема 6. Основы технологии проектного обучения (10 часов)
- Тема 7. Особенности технологии педагогических мастерских(10 часов)
- Тема 8. Основы развивающего обучения (18 часов)
- 9. Выполнение квалификационной работы ( 6 часов)
- Учебно-тематический план проблемных курсов «современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов»