logo search

Этологический подход к психическому развитию ребенка

Большое влияние на возникновение первых концепций дет­ского развития оказала теория Ч. Дарвина, который сформули­ровал закон биологической эволюции. В дальнейшем многие психологи отталкивались от этого закона или опирались на него. К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции.

Э. Геккель сформулировал биогенетический закон внутри­утробного, эмбрионального развития, согласно которому он­тогенез есть краткое развитие филогенеза. Зародыш человека проходит все стадии развития животного мира — от земновод­ных до млекопитающих. Американский ученый Ст. Холл пере­нес этот закон на постнатальное развитие ребенка. Согласно его представлениям каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит все стадии развития человеческого рода. Так, например, раннее детство (овладение схватыванием, прямохождением) связывалось с периодом превращения обезьяны в пер­вобытного человека, дошкольный возраст (детские рисунки, игры, сказки) соотносились с творчеством первобытных наро­дов, первые школьные годы соответствовали периодам антич­ности и пр. Эти аналогии весьма примитивны и натянуты. По­ложения Ст. Холла вызвали естественную критику многих психологов. Однако, несмотря на наивность и ограниченность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в детс­кой психологии важен тем, что это был поиск закона развития ребенка. В концепции Ст. Холла впервые сделана попытка пока­зать связь индивидуального и исторического развития человека, однако эта связь предопределена биологией человека и развити­ем его организма, поэтому данную концепцию можно отнести к теориям преформизма.

В настоящее время широкое распространение в детской пси­хологии получил этологический подход к психическому разви­тию ребенка. Как известно, этология — наука о поведении жи­вотных. Этологическое направление в психологии связано прежде всего с именем немецкого ученого Конрада Лоренца. Лоренц исследовал человеческое поведение как одну из форм поведения животных вообще. Основываясь на теории Ч. Дар­вина о происхождении видов, он рассматривал человека как про­дукт биологической эволюции и естественного отбора. Соглас­но его представлениям жизнь человека принципиально не отличается от жизни других животных (рыб, птиц, млекопита­ющих) и представляет собой цепь инстинктивно-детермини­рованных форм поведения. Все высшие и сугубо человечес­кие явления — дружбу, любовь, войны, политическую борьбу, зависть, привязанность и пр. он объясняет как проявление врож­денных инстинктов, направленных на выживание индивида и сохранение вида. Биологическая целесообразность является основной ценностью и главным объяснительным принципом его теории.

По мнению этологов, человек, как и другие виды животных, рождается с фиксированными формами поведения, которые вызываются определенными воздействиями внешней среды. Некоторые формы поведения появляются только в определен­ный период развития, называемый сензитивным (чувствитель­ным) периодом. Раздражители, которые вызывают инстинктив­ные реакции в сензитивный период, не влияют на поведение животных в другие периоды. Например, только что вылупив­шиеся утята с рождения подготовлены следить и следовать за первым увиденным движущимся объектом. Если этот объект - мама-утка, утята будут следовать за ней. Но если в сензитивный период утенок увидит другой движущийся объект (например, человека), он будет следовать за ним, а не за своей мамой. Такое мгновенное запечатление, вызывающее включение определен­ных инстинктов, называют импринтингом. Психическое разви­тие ребенка рассматривается этологами как последовательное включение природных инстинктов.

Главным методом доказательства этой теории является зак­лючение по аналогии, которое состоит в сравнительном анализе поведения людей и животных. Поскольку гипотезу об общнос­ти человека и других представителей животного мира напря­мую доказать невозможно, этологи пользуются методом анало­гии. Обнаруживая черты сходства между поведением изучаемых ими животных и человеческим поведением, они делают вывод, что способ поведения в обоих случаях обусловлен одной и той же причиной. В то же время Лоренц явно очеловечивает жизнь животных. При описании поведения птиц, рыбок или собак он использует такие сугубо человеческие категории, как «грусть», «смущение», «дружба», «самоотверженность» и пр. При этом осу­ществляется «обратный перенос» человеческих чувств, настро­ений и состояний в животный мир и допускается, что психи­ческая жизнь рыб и птиц в принципе не отличается от человеческой. Однако такая аналогия не имеет под собой серь­езных доказательств.

Многие психологи критиковали этот метод и предупрежда­ли о ряде опасностей, которые он несет. Объяснение механизмов поведения высокоразвитых и сложноорганизованных структур на основе простейших и примитивных форм поведения неиз­бежно приводит к чрезмерному упрощению человеческого по­ведения и сведению его к набору инстинктивно-детерми­нированных моделей. Несмотря на серьезную критику большинства психологов, идеи Лоренца пользуются большим успехом, а его книги («Кольцо царя Соломона», «Так называе­мое зло» и др.) завоевали широкую популярность. По-види­мому, это связано, во-первых, с впечатляющей простотой этой теории, а во-вторых, с тем, что она снимает всякую ответствен­ность с каждого конкретного человека, поскольку все его по­ступки предопределены законами эволюции и врожденными инстинктами.

В настоящее время этологический подход в детской психо­логии получил свое применение в теории привязанностей, ко­торая будет подробнее рассмотрена ниже.