Оценка описательного ответа
Уровень учебных достижений (баллы) | Правильность, структурированность, осмысленность знаний | Сформулированность общеучебных умений | Форма ответа |
1 | 2 | 3 | 4 |
Первый (1-2) | Фрагментарный пересказ с низкой степенью осмысления | Прямое воспроизведение фактического материала; выделение объекта на рисунке, таблице, в тексте | Устный, письменный |
Второй (3-4) | Содержание материала излагается поверхностно, фрагментарно, неполно, непоследовательно, несамостоятельно, ответы на вспомогательные вопросы неточные | Прямое воспроизведение фактического и теоретического материала без обобщений и выводов | Пересказ (устный или письменный), диктант, тесты в пределах параграфа |
Третий (5-6) | Содержание материала излагается последовательно, точно, правильно, осмысленно, самостоятельно; даются ответы на любые вопросы по тексту параграфа | Вариативное воспроизведение фактического и теоретического материала; проявляются умения обобщать, структурировать материал на основной и второстепенный | Тестирование в пределах темы учебника; устное или письменное описание биологического объекта, явления или таксона |
Четвертый (7-8) | Приводятся дополнительные примеры из литературы или собственного опыта для подтверждения изложенной теории; самостоятельно раскрываются причинно-следственные связи, проводится анализ материала, сравнение, сопоставление биологических объектов; устанавливаются связи с другими разделами и курсами биологии | Материал излагается сжато, структурируется в соответствии с собственной логической схемой; для иллюстрации ответа свободно используются наглядные средства | Ответ-описание, доклад, ответ-сравнение, тестирование (с включением изученного материала всего раздела) |
Продолжение табл. 4
1 | 2 | 3 | 4 |
Пятый (9-10) | Понимание мировоззренческого значения материала; самостоятельное установление связей данного материала с другими естественными предметами, приведение аналогии | Свободное ведение диалога, дискуссии по данной теме, аргументация своих выводов; материал излагается системно, образно, доказательно, иллюстрируется собственными схемами таблицами | Сообщение, доклад, реферат, выступление на конференции, олимпиаде |
Выше ценится ответ ученика дополненный собственными схемами, таблицами или составленными иллюстрациями; ответ, в котором все фактические данные классифицированы по группам, объединены на основании выделенных признаков или структурированы. Например, не так важно число конкретных примеров личинок животных в ответе, как объяснение роли личиночной стадии в жизненном цикле животного. При оценке устных и письменных ответов необходимо учитывать число и характер допущенных учениками ошибок и недочетов. Существенные (грубые) ошибки связаны в основном с недостаточной глубиной и осознанностью ответа. Они указывают на то, что учащийся: неправильно указал основные признаки понятий и явлений; не усвоил биологических закономерностей; не может читать карт, графиков, схем и т.п. Не смог применить теоретическое знание для объяснения явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения, классификации живых организмов и т.п.; не знает приемов решения задач, рассмотренных в классе, или неправильно истолковывает условие задачи. Несущественные (негрубые) ошибки связаны в основном с неполнотой ответа. Это: упущение какого-либо факта при описании биологического объекта или явления; неточность графика, схемы; пропуск или неточное написание наименования единицы измерения. При оценке выполнения письменной контрольной орфографические ошибки можно считать наравне с несущественными ошибками по биологии. Недочетами можно считать отдельные погрешности в формулировках, ошибки вычислительного характера, небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. К ним также можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности. При устном опросе оговорки и другие несущественные ошибки должны быть исправлены самим учащимся при наводящих вопросах учителя.
Качественное оценивание ответов учащихся всегда должно предшествовать выставлению количественной оценки в баллах.
- М. Л. Минец, в. В. Гричик
- 1 Февраля 2008 г., протокол № 7
- Введение
- Оценка и отметка в школе. Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков
- Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
- Обобщенные критерии и показатели учебных достижений учащихся по биологии
- 2. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся и технология их оценивания
- Критерии оценки ответа учащихся на уроках биологии
- Оценивание описательного ответа ученика
- Оценка описательного ответа
- 3.1. Устный контроль
- 3.2. Письменный контроль
- 3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий
- Обоснование гигиенических правил
- Оценка умений отвечать на вопросы, выполнять задания, решать задачи
- Некоторые виды заданий на применение знаний в знакомой ситуации
- 4. Лабораторно-практический контроль и технология его оценивания
- Структура лабораторных и практических работ
- Оценка степени сформированности навыков исследования природы
- 5. Творческие, исследовательские, поисковые биологические задания, вопросы и задачи
- 6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля
- Тест на определение уровня обученности учащихся по данной теме
- Оценивание ответов тестового контроля учащихся
- Приложения
- Примеры заданий для текущего контроля по биологии
- 1.Узнавание (1-2 балла)
- 2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)
- 3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)
- 4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)
- Примерные инструкции к лабораторным работам Лабораторная работа «Строение и расположение почек на стебле»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
- 6 Баллов
- Примеры биологических вопросов творческого характера
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического контроля по теме: «класс насекомые» Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического тестового контроля
- Литература Основная
- Дополнительная
- Содержание