logo search
Мод

6.4. Пути повышения познавательной активности студентов

Познавательная активность – это сложное психологическое образование, которое является по сути процессом инициативного преобразования студентом предмета или явления с целью его более глубокого познания, усовершенствования, проявления «Я» личности в познавательной деятельности.

Критериями познавательной активности могут выступать следующие:

а) количество и качество выполненного задания (задания выполняются всегда, иногда, никогда);

б) сформированность познавательного интереса (вопросы студентов, их характер и направленность, мера участия в дискуссиях, полнота ответов, отношение к дополнительным заданиям);

в) сформированность приемов познавательной деятельности;

г) место студента в группе в соответствии с уровнем подготовки к обучению;

д) количество источников, которые используются во время выполнения домашнего задания.

Для успешного повышения познавательной активности студентов важно определить особенности ее структурной организации. Структуру познавательной активности составляют три основных компонента:

  1. мотивационный, которому присущи общая направленность студента на познание, на учебную деятельность, позитивное отношение к познавательной деятельности, познавательной потребности как внутренней необходимости в учебно-познавательной деятельности;

  2. операционный, включающий подразделения: мыслительные операции и умственные умения, свойства мышления и интелектуально-речевая деятельность;

  3. личностный, которому присущи любознательность, вдумчивость, самоусовершенствование.

Новые задачи, поставленные перед высшей школой государством и обществом, требуют усовершенствования всех звеньев учебной работы и научной деятельности, а это невозможно без разработки и знания теории образования как единой системы научного обоснования путей подготовки будущих специалистов.

В связи с этим необходимо осмыслить отличия традиционного педагога от современного, которые заключается в следующих моментах:

√ Если традиционный педагог ставил перед собой задачу вооружить студента знаниями, умениями, навыками и подготовить его к жизни, то современный педагог сущность и назначение своей профессии видит в становлении человека, обретении им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

√ Первоочередной задачей в педагогической деятельности традиционного педагога является развитие интеллекта, мышления, тогда как для современного преподавателя главное – развитие личностно-смысловой сферы студента.

√ В традиционной педагогике движущими силами образовательного процесса выступают противоречия между знанием и незнанием, а в современных условиях знания приобретают характер отношений, поэтому на первое место выходят интерактивные методики.

√ Существенны различия и в педагогических технологиях: если основой технологий в традиционной педагогике является объяснение, то для педагогических технологий на современном уровне главными целевыми ориентирами выступают понимание и взаимопонимание.

В традиционной педагогике получили широкое распространение объяснительно-иллюстративное обучение, а также репродуктивный стиль обучения.

Основная цель объяснительно-иллюстративного обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Преподаватель стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Основная особенность репродуктивного стиля обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Педагог просто излагает содержание материала и проверяет уровень его освоения. Главным видом деятельности преподавателя является репродукция, не допускающая альтернатив. В рамках данной модели учитываются только регламентированные или догматизированные знания. Мнения учащихся просто не учитываются. Основу репродуктивного метода обучения составляет система требований учителя к быстрому, точному и прочному усвоению знаний, умений и навыков. Обучение осуществляется преимущественно в монологической форме: «повторите», «воспроизведите», «запомните», «действуйте по образцу».

В условиях репродуктивного обучения у учащихся перегружается память, тогда как другие психические процессы – восприятие воображение, альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются. Это может приводить к повышению утомляемости и утрате интереса к учению. В результате такого обучения ученик не умеет принимать самостоятельные решения, привыкает к подчинению.

В тактике репродуктивного обучения четко просматриваются три основные линии: первая линия, образно говоря, предполагает ориентацию студентов на призыв преподавателя «не развязывайте полемику, для этого не хватает времени»; вторая линия строится на умении преподавателя доступно излагать сложный материал; третья линия поведения учителя заключается в том, чтобы отдавать предпочтение фактам, а не обобщениям (факты проще и понятнее).

Возможности активизации познавательной деятельности учащихся в процессе проблемного обучения основаны на создании особого типа мотивации учения – «проблемной». Её суть заключается не просто в активизации (проявлении) наличных резервов человеческой психики, уже сложившихся творческих способностей, а в поиске путей разрешения противоречия, несоответствия, неопределенности, другими словами проблемной ситуации.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Активизация познавательной деятельности происходит в том случае, если студент становится в позицию субъекта своего обучения. Преподаватель, вызывая проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организуя поиск решения. Таким образом, студент самостоятельно ищет свой путь к цели и усваивает материал и способ действия.

Проблемные ситуации создаются на всех уровнях обучения и в разные возрастные периоды. Для старшего подросткового возраста оно особенно актуально, т. к. предлагает старшекласснику практику решения конфликтов (литературных, естественно-научных, логических и др.), которые находят свое отражение в реальной жизни. Таким образом, опора на жизненный опыт учащегося способствует активизации познавательной деятельности.

Реальной причиной социальных действий, событий, свершений, стоящих за непосредственными побуждениями (мотивами, помыслами, идеями, намерениями и т. д.), участвующих в этих действиях индивидов и социальных групп является интерес. Уже французские. материалисты ХVІІІ века К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, Д. Дидро предприняли первую попытку объяснить общественную жизнь с помощью интереса. Г. В. Ф. Гегель, вслед за И. Кантом, подчёркивал несводимость интереса к естественной природе человека, т. к. интерес «нечто большее, чем содержание намерения и сознания». Все мыслители отмечали, что интересы не существуют помимо того или иного их выражения в виде настроений и эмоциональных реакций.

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития личности характеризуется тремя основными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции;

3) наличием непосредственной потребности, вызывающей эту деятельность.

Поэтому так важно в процессе обучения обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Причем это касается как ее содержания, так и форм и методов осуществления. Именно благодаря психическим процессам внимания, осмысления, запоминания возникают глубокие внутренние переживания личности, которые делают процесс достижения педагогических целей наиболее эффективным.

В современной педагогике наработаны довольно продуктивные методы формирования познавательного интереса, на основе которого возможно развивать эвристическую деятельность студентов, а именно:

– метод эмоционального стимулирования учения;

– метод занимательных аналогий;

– метод сопоставления научных и житейских толкований природных явлений;

– метод познавательных игр;

– метод создания ситуации познавательного спора;

– метод создания ситуации успеха в учении.

В последние десятилетия на стыке психологии, теории «искусственного интеллекта», структурной лингвистики, теории информации возникла эвристика, то есть наука, изучающая эвристическую деятельность. Её основной объект – творческая деятельность, а важнейшие проблемы – задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества структурирования описания внешнего мира.

Эвристика понимается также как специальный метод обучения (сократические беседы) или коллективного решения проблем. Эвристическое обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров.

Важным достоинством эвристики является организация процесса продуктивного творческого мышления студентов (эвристическая деятельность). Это по сути коллективный метод решения трудных проблем («мозговой штурм»). Он основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения наводящие вопросы, примеры, контрпримеры.

Эвристические методы позволяют активизировать совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач. Использование эвристических методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив.

С целью развития познавательного интереса студентов в учебном процессе используются активные методы обучения, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе. Именно такие методы позволяют студентам в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного воспитания способностей и формирования необходимых компетенций.

Среди путей повышения активности обучающегося (то есть активно учащего себя) и эффективности всего учебного процесса следует выделить следующие:

▪ усилить учебную мотивацию учащегося за счет внутренних и внешних мотивов;

▪ создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации (стремление к самоактуализации, к самовыражению и самопознанию, мотив роста);

▪ дать учащемуся новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями;

▪ обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию;

▪ интенсифицировать умственную работу учащегося (рационализация использования времени и интенсификация общения);

▪ обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала;

▪ полнее учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности учащегося.

Семинар № 6. «Психологические особенности педагогического взаимодействия»

План

1. Методологический потенциал теорий обучения.

2. Роль психологических парадигм образования в выработке стратегий его реформирования.

3. Психологическая структура деятельности педагога.

4. Познавательная активность студентов: условия и возможности повышения.

Темы рефератов

1. Эвристическая роль проблемного обучения в развитии познавательной активности учащихся.

2. Основные психологические парадигмы образования.

3. Психология деятельности и педагогический менеджмент.

4. Особенности деятельности, типология личности и педагогическая культура преподавателя.

5. Преподаватель высшего учебного заведения как организатор учебно-воспитательного процесса.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные теории обучения в высшей школе. В чем их суть?

  2. Какая теория обучения лежит в основе объяснительно-иллюстративного метода обучения?

  3. Согласно какой теории обучаемые должны постепенно переходить от предметных действий к их выполнению в умственном плане, что способствует развитию творческого мышления? Кто заложил основы этой теории?

  4. Назовите основные психологические парадигмы образования. Как они влияют на выработку стратегий реформирования высшей школы?

  5. Какая из психологических парадигм ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в наиболее полной реализации им потенциала своей личности?

  6. Назовите основные функции преподавателя высшей школы. Приведите примеры их реализации.

  7. Что понимается под академической свободой преподавателя вуза? Как, по Вашему мнению, она может проявляться?

  8. Выделите основные функциональные уровни психологической структуры деятельности преподавателя. Охарактеризуйте их.

  9. В чем состоит особенность репродуктивного стиля обучения?

  10. В чем состоит суть проблемной мотивации обучения? Что такое проблемная педагогическая ситуация? Приведите примеры.

  11. Какие методы обучения называются эвристическими? Каковы их достоинства? Приведите примеры.

  12. Каковы основные пути повышения активности обучающегося? Докажите их результативность.