logo search
MPM_TEmerbekova

3. Принципы и методы обучения математике

Основные дидактические принципы обучения математике

Законы педагогических новшеств

Методы обучения математике и их классификация

Проблемное обучение

Программированное обучение

Математическое моделирование

Аксиоматический метод

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Дидактика (от греч. didaktikosпоучающий) — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предметом дидак­тики являются закономерности и принципы обучения, его цели, науч­ные основы содержания образования, методы, формы и средства обу­чения.

Задачами дидактики являются: описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации; разработка более совершенной ор­ганизации процесса обучения, новых обучающих систем и технологий. В дидактике обобщены те положения в обучении учебной дисциплине, которые имеют универсальный характер.

Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требо­вания к организации и проведению дидактического процесса. Они но­сят характер общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы обучения - это система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное раз­витие учебного процесса.

Дидактические принципы обучения математике представляют, по су­ществу, совокупность единых требований, которым должно удовле­творять обучение математике, и включают принципы: научности; вос­питания; наглядности; доступности; сознательности и активности; прочности усвоения знаний; систематичности; последовательности; учета возрастных особенностей; индивидуализации обучения; воспи­тывающего обучения.

В основу концепции математического образования положены принципы:

ЗАКОНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НОВШЕСТВ

Понять динамику развития и противоречий инновационных про­цессов в системе образования помогают законы педагогических нов­шеств.

  1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Любой инновационный процесс в системе образования при его реализации с неизбежностью вносит необратимые изменения в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется. В результате этого целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться. Такое вторжение педагогического новшества в социально-педагогическую среду приводит к поляризации мнений о нем, о его значимости и ценности. Чем значительнее педагогическое новшество, тем основательнее дестабилизация, которая касается инновационной среды разного типа: теоретической, опытной, коммуникативной и практической.

  2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс рано или поздно, стихийно или сознательно реализовывается и заканчивает свое существование как новшество. Показателен в этом отношении опыт В.А. Шаталова.

  3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. В этом смысле она обречена на рутинизацию, она становится стереотипом, барьером на пути реализации других новшеств.

  4. Закон цикловой повторяемости педагогического новшества. Характерной особенностью системы образования является повторное возрождение какого-либо явления или новшества в новых условиях. Имен­но поэтому в педагогической теории и практике новшества вызывают особое противодействие, так как воспринимаются частью учителей как «давно забытое старое». В качестве примеров можно привести кон­спекты В.А. Шаталова, в которых многие не видят нового из-за того, что они давно используются в педагогике, а также коммунарскую мето­дику, восстановленную в новых условиях в ряде школ (например, шко­ла В.А. Караковского).

Этими законами не ограничиваются общие и специфические для педагогической инноватики закономерности, которые еще предстоит исследовать.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Традиционное обучение имеет ряд недостатков. Из них следует вы­делить:

— недостаток дифференцированных заданий по математике и др. Недостатки традиционного обучения математике можно устранить

путем усовершенствования процесса ее преподавания.

Метод (от греч. methodosпуть исследования) — способ достиже­ния цели.

Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактически х прие­мов и средств, с помощью которых реализуются цели обучения и вос­питания. Методы обучения включают взаимосвязанные, последова­тельно чередующиеся способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся.

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, сред­ства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Какой-либо один метод обучения используется в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения.

Метод обучения — историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с раз­личных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познава­тельной деятельности. Сегодня существуют разные подходы к совре­менной теории методов обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным осно­ваниям.

По характеру познавательной деятельности:

— объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, де­монстрация и т.д.);

— репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т.д.); проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);

По компонентам деятельности:

По дидактическим целям:

По способам изложения учебного материала:

— монологические — информационно-сообщающие (рассказ, лек­ция, объяснение);

— диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).

По формам организации учебной деятельности.

По уровням самостоятельной активности учащихся. По источникам передачи знаний:

— словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия);

— наглядные (демонстрация, иллюстрация, схема, показ материа­ла, график);

По учету структуры личности:

— чувства — стимулирование (одобрение, похвала, порицание, кон­троль.

Все указанные классификации рассматриваются в дидактическом аспекте; предметное содержание математики учитывается здесь в не­достаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучения математике. Выбор методов обучения — дело твор­ческое, однако оно основано на знании теории обучения. Методы обу­чения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может ока­заться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.

Новое содержание образования порождает новые методы в обуче­нии математике. Необходимы комплексный подход в применении ме­тодов обучения, их гибкость и динамичность.

Педагогическая классификация методов обучения разделяет мето­ды преподавания и методы изучения (учения). Последние, в свою оче­редь, представлены научными (наблюдение, анализ, синтез и т.д.) и учебными (эвристический, обучение на моделях и др.) методами изу­чения математики.

Методы преподавания — средства и приемы, способы информа­ции, управления и контроля познавательной деятельности учащихся.

Методы учения — средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и само­контроля.

Основными методами математического исследования являются: наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специа­лизация; абстрагирование и конкретизация.

Современные методы обучения математике: проблемный (пер­спективный), лабораторный, программированного обучения, эври­стический, построения математических моделей, аксиоматический и др.

Рассмотрим классификацию методов обучения (схема 1).

Схема 1. Классификация методов обучения

Информационно-развивающие методы делятся на два класса:

  1. Передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, де­монстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.);

  2. Самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, с обучающей программой, с информационными базами дан­ных — использование информационных технологий).

Проблемно-поисковые методы: проблемное изложение учебного ма­териала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная по­исковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы: пересказ учебного материала, выполне­ние упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, уп­ражнения на тренажерах.

Творчески-репродуктивные методы: сочинение, вариативные уп­ражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

Составной частью методов обучения являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Методические приемы — действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагиро­вание, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения.

Современные методы обучения, главным образом, ориентированы на обучение не готовым знаниям, а деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, т.е. познавательной деятельности.

Специальные методы — это адаптированные для обучения основ­ные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение мате­матических моделей, способы абстрагирования, используемые при по­строении таких моделей, аксиоматический метод).