logo search
Учебное пособие по психологии и педагогике

Психика человека

Психика — это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе иде­альных образов, на основе которых осуществляется актив­ное взаимодействие человека со средой.

Психика – эти системное качество мозга, которое формируется только прижизненно в процессе усвоения культуры. Таким образом, она включает в себя, по крайней мере, три составляющих – внешний мир, полноценная деятельность мозга, взаимодействие с людьми, активная деятельность.

К основным функциям психики относят отражение и регуляцию поведения и деятельности человека.

Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его суще­ствования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологи­чески сформулированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности) и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и про­цессы психической регуляции деятельности.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Человеческая деятельность служит и дви­жущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умствен­ные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безобраз­ные компоненты — обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим положениям:

1. Психика возникла на определенной стадии развития материи — стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты и индивидуальное научение.

2. Психика человека, сознание — высший этап разви­тия психики; её возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики — закономер­ности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психологический образ и психологического образа в регулируемое им действие.

4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное, так как обусловлена социокультурными факторами.

5. Психические явления имеют определенную струк­туру и системную организацию.

Психика человека — социально обусловленный фено­мен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она естественным физиологическим субстратом — мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сво­дить к нейрофизиологическим процессам. Взаимоотноше­ние психики и физиологических процессов — взаимоотно­шение идеального и материального.

Психика социально опосредованный продукт моз­говой деятельности.

Специфика работы человеческого мозга состоит в осо­бом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком — это отражение, опосредованное словесным знаком, челове­ческим понятием, сформированным в общественно-исто­рической практике.

Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархи­чески организованы и очень изменчивы.

С точки зрения Б.Ф. Ломова, системность, целост­ность, нерасчлененность психики являются ее основными признаками.

Психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности. Психика не только многоуровневая, но и многомерна, то есть у нее множество свойств и функций. Психические функциональные сис­темы могут выстраиваться в иерархию по различным осно­ваниям. Любая система характеризуется своей структурой, динамикой функционирования, интегральным состоянием (внутренней характеристикой) и системными свойствами. Психика как система также обладает определенной орга­низацией.

Всё многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие группы:

Психические процессы — это элементарные психи­ческие явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей дейст­вительности (длятся от доли секунд до десятков минут и более). Как правило, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

В целом психическое существует как живой, идеально пластичный, непрерывный, развивающийся процесс, по­рождающий те или иные результаты (например, чувства, образы, мыслительные операции и т.д.).

Психические процессы всегда включены в более слож­ные виды психической деятельности и подразделяются на:

а) познавательные (ощущение, восприятие, вни­мание, представление, воображение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (эмоции и чувства);

в) волевые (воля).

Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продол­жаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию.

Они выражаются в определенном уровне, работоспособ­ности и качестве функционирования психики человека, свойственных для него в определенный момент времени. К ним относятся состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или уста­лости, раздражительности, рассеянности, хорошее или плохое настроение.

Психические свойства — наиболее устойчивые и посто­янно проявляющиеся особенности личности, обеспечиваю­щие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного челове­ка. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?), спо­собности (что может человек?).

Психические образования — это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и само­развития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и професси­онального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

Социально-психологические явления — это психоло­гические феномены, обусловленные взаимодействием, общением, взаимовлиянием людей друг на друга и их при­надлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиоз­ным конфессиям и т.д.).