17. Стадии развития детского рисунка.
https://studfiles.net/preview/2997372/page:19/
http://www.directeducation.ru/powins-41-1.html
https://psylist.net/pedagog/00295.htm
https://psy.wikireading.ru/18992
https://mchildren.ru/stadii-razvitiya-detskih-risunkov/
https://kidsmi.ru/etapy-razvitiya-detskogo-risunka/
Выготский
https://studopedia.info/3-116962.html
http://gogr.narod.ru/coll/vigotsky/vigotsky.html
http://pedlib.ru/Books/7/0060/7_0060-63.shtml
В развитии навыков рисования имеются возрастные стадии. Например, рисунок пятилетнего ребенка, интеллектуальное развитие которого соответствует его возрасту, коренным образом отличается от рисунка четырехлетнего. Ниже нами описаны основные стадии развития детского рисунка. Несомненно, что их необходимо учитывать при интерпретации не только рисунков, входящих в батарею тестов, для оценки уровня интеллектуального развития, но и при интерпретации всех рисунков детей. Однако соотнесение рисунков современных детей с приведенной ниже возрастной периодизацией может породить множество вопросов у экспериментаторов, в чью сферу деятельности входит наблюдение за развитием графических навыков у детей. Ниже мы вернемся к этому вопросу.
Ребенок, совершенствуя графические навыки, проходит следующие стадии развития своего рисунка: марание, примитивные изображения, схематические изображения, правдоподобные изображения, правильные изображения [55-56].
Стадия «марания» (2—3 года). Ребенок еще не пробует создать определенный образ, он подражает действиям взрослых. Рисование на этой стадии фактически заключается в играх с карандашом, причем далеко не всегда эти игры предполагают наличие бумаги. Ребенку нравится сам процесс появления линий или каракулей. Часто эту стадию сравнивают со стадией «гуления», когда задолго до появления речи ребенок на все лады пробует произносить различные звуки и их сочетания, осваивая таким образом звукопроизношение. Фаза марания является довольно продолжительной и неоднородной. Внутри нее можно выделить ряд этапов: подражание движениям взрослых, разглядывание каракулей, пред- фаза каракулей, по Кершенштейнеру, рисование линий, повторяющиеся каракули, орнамент, появление изображения.
В какой-то момент внимание ребенка фиксируется на собственном рисунке, который ему кажется знакомым, похожим на какой-то из окружающих предметов. С этого момента ребенок пытается повторить случайное изображение и старается изобразить на бумаге что-то определенное. Таким образом, наступает стадияпримитивных изображений. Она соответствует возрасту приблизительно 3—4 года. К этому времени
у ребенка появляется возможность, сочетая различные линии и каракули, получать сплошные пятна, рисовать всевозможные формы, наделять нарисованное определенным смыслом. Посторонний наблюдатель, как правило, еще не может без помощи автора понять смысл нарисованного. Рисунки очень несовершенны, в них часто нет ожидаемых деталей, поскольку ребенок еще технически не может воспроизвести то, что воспринимает. При этом важно отметить, что первые каракули не являются попыткой изображения конкретного объекта, скорее это попытка создать что-то видимое, чего не
было раньше. Увидев сходство случайно получившейся фигуры с конкретным образом, занимающим его в данное время, ребенок называет получившуюся форму этим образом. Например, девочка 3 лет нарисовала круг, который получился на верхней половине листа. Рисунок был сделан в период рождественских праздников, вероятно, это и послужило темой названия рисунка. Девочка стала говорить, что на рисунке изображен Бог. Ребенок к этому возрасту осваивает процесс рисования неровных кругов, углов, линий, многоугольников. Стадия примитивных изображений соответствует приблизительно 3-4 годам ребенка. На рис. 3.1 изображена лошадка, нарисованная ребенком 4 лет, иллюстрирующая начало стадии схематического изображения.
3. Стадия схематического изображения начинается приблизительно в возрасте 4-5 лет и длится, по разным данным, до 8-9 лет. Первые схемы очень примитивны: например, человек может изображаться в виде круга (голова) и отходящих от него линий (ноги). По мере развития интеллекта и графических навыков схемы усложняются. В рисунке человека появляются туловище и руки, позднее — шея. Лицо человека приобретает кроме достаточно рано появившихся глаз и рта нос, позднее — уши. Возникают детали, которые не всегда видны в реальности, например зубы. Уже в схематических изображениях человека появляются некие аксессуары, дополняющие образ, — шляпа, бант, сигарета. Одежда очень долго бывает представлена в основном пуговицами. Первые изображения человека в профиль тоже относятся к данному периоду. Зачастую только часть изображения нарисована в профиль, а остальная часть — анфас. Для таких рисунков характерно изображение деталей, которые не могут быть видны в профиль, или удвоение некоторых частей рисунка (рта, носа).
В этот период в изображениях людей и животных пропорции не соблюдаются, все они производят впечатление «головастиков». Схемы, по которым рисуются животные и люди, являются неопределенными, и пр- нять, кто конкретно изображен на рисунке, бывает трудно. Рисунки детей этого возраста чаще всего содержат изображения людей и животных, остальные предметы, как правило, возникают на рисунках только постольку, поскольку имеют отношение к главным объектам. Интерес детей этого возраста настолько привлечен к одушевленным предметам, что даже изображения статичных неодушевленных предметов часто приобретают признаки, характеризующие способность к движению. Стадия схемати ческих изображений тоже довольно неоднородна. Рисунки, нарисованные в начале и в конце стадии, сильно отличаются друг от друга. Рисунок Леры С. 4 лет (рис. 3.2) относится к начальному этапу фазы схематических изображений и представляет собой целых три схематичных изображения. На нем нарисован папа с двумя дочерьми. На этих схематических рисунках из усложняющих элементов присутствуют только косички у девочек и пальцы на руках и ногах у папы. Этот рисунок значительным образом отличается от ее же рисунка, где она в возрасте 5 лет изображает своего папу, работающего в воображаемой лаборатории по производству кетчупа (см. рис. на обложке). Рисунок Милы С. 4 лет (на обложке) также иллюстрирует стадию схематических изображений. На нем изображены танцующая пара и единственный предмет окружающей действительности — лестница.
Таким образом, рисование на данном этапе обеспечивает упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов, стимулируя интеллектуальное развитие и обогащая речь.
4. Главная особенность стадии правдоподобных изображений — постепенный отказ от схемы и воспроизведение реалистичных предметов. Изображения становятся более детальными, приобретают конкретность: у дома появляются крыльцо, дверь, крыша, окна и цветы на подоконнике, человек может быть изображен занимающимся каким-то видом деятельности. В рисунке появляются попытки повествовательного изображения. В связи с этим значительно многообразнее становятся темы рисунков. Например, это может быть иллюстрация сюжета сказки. Рисунок включает в себя изображение внутреннего интерьера замка, в котором происходят события с изображением действующих лиц, занятых различными видами деятельности. Отличительной особенностью рисунков данного типа является то, что в них, как правило, нет исправлений. Работа над неудачным рисунком либо прекращается и рисуется новый, либо к несовершенному рисунку присоединяются новые и новые детали, иллюстрирующие возникающие ассоциации ребенка. На этой стадии сам процесс рисования гораздо более значим для ребенка, чем выполнение определенной задачи изображения. На рисунке Милы С. 6 лет (см. рис. на обложке) изображено целое сюжетное повествование. Собака, живущая в конуре, расположенной справа, позвала кошку в гости на пирожки. Кошка пообещала зайти после прогулки. Собака пригласила кошку приходить, когда запах пирожков проникнет к ней в комнату. На рисунке изображено множество значимых для повествования деталей, например флаги государств (кошка — француженка, а собака — россиянка и москвичка). Хозяйка собаки показана в профиль.
5. Завершает процесс развития графических навыков стадия правильного изображения. Несмотря на то что уровень воспроизведения образов на этой стадии различен у разных людей и зависит от множества факторов, рисунки на данной стадии в значительной мере теряют детскость.
- Контрольные вопросы по государственному междисциплинарному экзамену по направлению психолого-педагогическое образование за 2019 год.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии. 5
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский). 247
- Контрольные вопросы по первому разделу.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии.
- 2. Общая характеристика и классификация методов, применяемых в исследовательской и практической работе психолога.
- 3. Поведение как предмет психологии. Теоретические положения классического и необихевиоризма.
- 3.2. Условно-рефлекторное
- 3.4. Когнитивное
- 4.Понятие высших психических функций, их строение и развитие.
- 5. Понятие интериоризации в отечественной и зарубежной психологии
- 6. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. (Рубинштейн).
- 7.Структура деятельности в концепции а.Н. Леонтьева
- 8. Действия и движения: уровни регуляции активности в теории н.А. Бернштейна.
- 9.Переработка информации как предмет психологии. Основные положения когнитивной психологии.
- 10.Возникновение и развитие психики в филогенезе. Критерии психического.
- Критерии психического отражения.
- 11.Основные стадии становления психики в филогенезе. Сравнительный анализ психики животных и человека. Основные стадии становления психики в филогенезе.
- Сравнительный анализ психики животных и человека.
- Язык животных
- 12. Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Понятие одаренности.
- 2. Показатели и характеристики способностей
- 3. Диагностика
- 5. Способности и задатки.
- 6. Понятие одаренности.
- 13.Уровни индивидуальности. Психодинамика и акцентуация (Шмишек). Понятие индивидуального стиля деятельности.
- 14. Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (э. Кречмер, у. Шелдон).
- 15. Выделение общих психологических типов по к.Г. Юнгу.
- 16. Эмоциональная сфера психики. Виды эмоциональных явлений.
- Эмоции это
- Функции эмоций:
- Перечень функций.
- Классификация эмоций.
- Принцип единства аффекта и интеллекта.
- По степени осознанности и опосредованности эмоций.
- Перечень функций.
- 17. Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения (р. Плутчик, к. Изард)..
- 18. Эмоциональные состояния. Аффекты и стрессы. Стресс и его виды.
- 19. Фрустрация и её экспериментальные исследования в школе к. Левина.
- 20. Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Строение волевого акта.
- 21. Понятия эмпатии, и эмоциональной компетентности.
- 22. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью.
- 23. Строение мотивационно-потребностной сферы человека. Различные подходы к классификации потребностей и мотивов.
- 1) Низшие и высшие мотивы.
- 24. Теория поля к. Левина.
- 3. Равные возможности.
- Мотивационная теория поля
- Конфликты в гештальтпсихологии
- 25. Уровень притязаний: диагностические процедуры и экспериментальные феномены.
- 26. Когнитивные теории мотивации: их основные положения.
- 27. Когнитивный диссонанс, основные теории
- 28. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация достижения.
- Строение деятельности и мотивация.
- 29. Различные трактовки понятия личность в психологии.
- 30. Индивид, личность, индивидуальность, субъект
- 31. Теории личности в классическом психоанализе
- 32. Психоаналитические концепции второй половины хх века
- 33. Гуманистические теории личности.
- 34. Понятия образа-я и я-концепции. Проблема формирования самооценки в отечественной психологии и концепции к. Роджерса
- 35. Общая характеристика познавательной сферы человека. Общая характеристика познавательных процессов в классической психологии.
- Ощущение
- Восприятие
- Мышление
- Внимание
- Память.
- Воображение (представления).
- 36. Понятие когнитивной схемы в концепции ж. Пиаже. Виды и функции схем.
- Понятие когнитивной схемы
- Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.
- 37. Общее представление об ощущении. Виды ощущений и их классификации.
- 1. Сигнально-пусковая.
- 2. Контрольно-координационная.
- 1. По наличию или отсутствию непосредственных контактов
- 2.По месту расположения рецепторов
- 3. По модальности (виду) раздражителя
- 1. Зрительные
- 2. Слуховые
- 3. Вибрационные
- 4. Обонятельные
- 5. Вкусовые
- 6. Тактильные
- 7. Давления
- 8. Болевые
- 9.Температурные
- 10. Кинестетические
- 11. Статические
- 10. Органические
- 38. Общее представление о восприятии. Двойственная природа перцептивного образа. Свойства восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Виды восприятия.
- Свойства восприятия.
- 39. Понятие внимания. Свойства внимания и методы их диагностики.
- Виды внимания.
- Свойства внимания:
- Методы исследования внимания:
- 40. Определение памяти. Виды памяти.
- 41. Запоминание осмысленного и бессмысленного материала. Классические кривые забывания.
- Классические закономерности памяти:
- 42. Понятие мышления. Виды мышления и их классификация.
- Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
- Мыслительные операции. Формы мышления.
- Обобщенность и опосредованность мысли.
- Виды мышления.
- Возможности классификации.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- 5. По средствам мышления:
- 6. По функциям:
- 43. Воображение: определение, виды и функции.
- Контрольные вопросы по второму разделу
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский).
- 2. Деятельностный подход, как методологическое основание воспитания и обучения дошкольников (а.Н. Леонтьев).
- Развитие в игре
- Развитие в продуктивной деятельности
- Развитие личности под влиянием художественного произведения (сказки)
- 3. Понятие творческого мышления в дошкольном возрасте (н.Н. Поддьяков).
- 4. Восприятие и его роль в познавательном развитии дошкольников л.А. Венгер, а.В. Запорожец, д.Б. Эльконин).
- 5. Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития.
- 6. Понятие кризиса развития. Критические и литические периоды развития по л.С. Выготскому.
- 7. Проблема обучения и развития в классической психологии.
- 8. Роль семьи в развитии ребенка. Детско-родительские отношения на разных этапах онтогенеза.
- § 2. Основные характеристики детско-родительских отношений
- 9. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.
- III. Исследование общения со сверстниками в отечественной психологии
- IV. Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве
- 10. Стадии развития речи в детском возрасте.
- 11. Полемика л.С. Выготского и ж. Пиаже об эгоцентрической речи.
- 12. Теория психического развития л.С. Выготского.
- Тема 10. Теории психического развития.
- 13. Теория психического развития э. Эриксона.
- Необычная биография
- Североамериканские индейцы и ветераны войны
- Восемь стадий человека
- Достижение равновесия
- Кризис подросткового возраста
- Конфликты среднего возраста
- Новый вклад в психоанализ
- 14. Теория психического развития ж. Пиаже.
- 15. Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
- 16. Основные теории детской игры. Роль игры в психическом развитии ребенка.
- 17. Стадии развития детского рисунка.
- 18. Психологическое содержание кризиса семи лет
- 19. Понятие готовности к школьному обучению, структура готовности к школе
- 20. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
- 21. Обучение: понятие, функции, структура, классификация методов.
- 22. Концепции развивающего обучения л.В. Занкова, д.Б. Эльконина и в.В. Давыдова.
- 23. Учебная деятельность: понятие, характеристика, структура, особенности развития.
- 24. Преемственность игровой и учебной деятельности.
- 25. Содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
- 26. Условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
- 27. Психологические особенности младшего школьника.
- 28. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
- 29. Особенности мышления младших школьников.
- 30. Социализация как процесс и результат вхождения детей в мир взрослых.
- 31. Институты социализации, их общая характеристика.
- 32. Особенности кризиса подросткового возраста.
- 33. Образование как система, процесс, результат. Общая характеристика начальной ступени образования.
- 34. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания.
- 35. Понятие о семейном воспитании. Стили семейного общения.
- 36. Педагогическое общение как необходимое условия успешности педагогической деятельности.
- 37. Гуманизация образования. Гуманистические зарубежные и отечественные концепции образования.
- 38. Проблемное обучение: понятие, характеристика проблемного обучения, методы проблемного обучения в работе с младшими школьниками.
- 39. Индивидуализация, дифференциация образования.
- 40. Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению. Личностно-ориентированные технологии в работе с младшими школьниками. Гуманно-личностная педагогика (ш.А. Амонашвилли).
- 41. Психолого-педагогическая поддержка в обучении младших школьников.
- 42. Интерактивные образовательные технологии в работе с младшими школьниками.
- 43. Игровые образовательные технологии в работе с младшими школьниками. Классификации игровых технологий. Игровые технологии в начальной школе.
- Целевые ориентации педагогических игр:
- Игровая деятельность как средство обучения Требования к проведению дидактических игр: