Обоснование гигиенических правил
Формулировка гигиенического правила | Обоснование |
|
|
– проанализировать причины снижения зрения у учащихся;
– написать рекомендации по сохранению остроты зрения у школьников.
Сравнить два биологических объекта – это значит:
– знать особенности строения, функционирования, развития сравниваемых видов растений или животных, семейств, классов, типов, царств;
– выделить основания, признаки, параметры для сравнения (внешнее строение или особенности строения систем органов, или особенности протекания физиологических процессов, или экологические характеристики и значение в природой др.);
– указать общие черты сравниваемых объектов;
– определить причины сходства и наличия общих черт;
– указать отличия сравниваемых объектов по каждому выделенному параметру, можно в виде таблицы;
– объяснить причины различий и сделать вывод на основании сравнения.
Охарактеризовать особенности строения и функционирования организмов в связи со средой обитания – это значит:
– определить особенности среды обитания данной группы организмов;
– указать эволюционное положение данной группы;
– перечислить особенности строения органов и систем органов организмов данной группы;
– каждую особенность строения согласовать с особенностями протекания процессов жизнедеятельности;
– установить логическую связь: особенности среды – особенности физиологических процессов – особенности строения.
– сделать вывод о закономерностях строения и образа жизни данного биологического объекта.
Можно использовать другой алгоритм, отмечая:
– особенность строения (что? – обтекаемая форма тела рыбы);
– физиологическое обоснование (зачем? – увеличение скорости за счет уменьшения сопротивления);
– связь с особенностями среды (почему? – вода имеет большую плотность и оказывает большое сопротивление при движении).
Установить взаимосвязь строения и функций органа (биомолекул, внутриклеточных структур, систем органов) – это значит:
– перечислить (назвать, выписать) основные функции данного органа;
– для выполнения каждой функции данный орган имеет специальные приспособления. Определить особенности строения и расположения клеток, тканей, частей данного органа и выписать их отдельно для каждой функции;
– сделать вывод о строении данного органа в связи с его функциями.
Описать какое-то животное – это значит указать:
– среду обитания, образ жизни
– характер движения;
– тип питания;
– особенности дыхания;
– особенности размножения и развития;
– поведение и восприятие сигналов окружающей среды;
– роль в природе;
– сделать вывод о закономерностях строения и образа жизни данного животного.
Составить общую характеристику типа (класса) животных – это значит указать:
– среду обитания и биологию животных данного типа (класса);
– симметрию, отделы тела, покровы;
– способ и органы передвижения;
– строение опорно-двигательной системы;
– наличие полости тела;
– строение пищеварительной системы;
– строение органов дыхания;
– строение выделительной системы;
– строение кровеносной системы;
– строение нервной системы и органов чувств;
– строение половой системы, размножение;
– особенности развития (количество зародышевых листков, первично-вторичноротые, циклы развития, фазы и периоды, смена хозяев);
– систематическое положение данного типа (класса), происхождение;
– типичных представителей и их практическое значение.
Таблица 6
- М. Л. Минец, в. В. Гричик
- 1 Февраля 2008 г., протокол № 7
- Введение
- Оценка и отметка в школе. Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков
- Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
- Обобщенные критерии и показатели учебных достижений учащихся по биологии
- 2. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся и технология их оценивания
- Критерии оценки ответа учащихся на уроках биологии
- Оценивание описательного ответа ученика
- Оценка описательного ответа
- 3.1. Устный контроль
- 3.2. Письменный контроль
- 3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий
- Обоснование гигиенических правил
- Оценка умений отвечать на вопросы, выполнять задания, решать задачи
- Некоторые виды заданий на применение знаний в знакомой ситуации
- 4. Лабораторно-практический контроль и технология его оценивания
- Структура лабораторных и практических работ
- Оценка степени сформированности навыков исследования природы
- 5. Творческие, исследовательские, поисковые биологические задания, вопросы и задачи
- 6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля
- Тест на определение уровня обученности учащихся по данной теме
- Оценивание ответов тестового контроля учащихся
- Приложения
- Примеры заданий для текущего контроля по биологии
- 1.Узнавание (1-2 балла)
- 2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)
- 3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)
- 4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)
- Примерные инструкции к лабораторным работам Лабораторная работа «Строение и расположение почек на стебле»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
- 6 Баллов
- Примеры биологических вопросов творческого характера
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического контроля по теме: «класс насекомые» Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического тестового контроля
- Литература Основная
- Дополнительная
- Содержание