logo search
Самообразовательная деят-ть

Выполнение курсовых работ

Курсовая работа является исследовательской работой, подтверждающей уровень подготовленности студента, соответствующий требованиям, предъявляемым на определенном этапе обучения.

Курсовые работы выполняются на 2 и 3 курсах и являются необходимыми этапами, предшествующими выполнению и защиты дипломных работ. На 2 курсе (4 сем.) – по общей психологии, на 3 курсе – по психологии личности.

Первая курсовая – теоретическое исследование. Ее содержание ориентировано на выявление способности и готовности студента самостоятельно выполнять теоретическое исследование. Требования в большей степени определяются характером обучения по общей психологии. 2-я курсовая работа должна включать эмпирическое исследование.

Курсовая работа не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки. Работа должна иметь структуру, которая наполнена научным содержанием, фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между психическим явлениями, аргументами и т.д.

Курсовая работа не должна быть собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему или публицистическую статью, т.к. курсовая работа всегда основывается на научной или учебно-научной проблеме и опирается на научные источники.

За курсовую работу ставится дифференцированная оценка. Ее критериями являются: научность, самостоятельность и творческий подход к исследованию, объем и качество проделанной работы, в т. ч. количество изученной литературы, стиль и грамотность изложения, оформление работы.

Студент, не представивший работу в установленный срок, получивший за нее неудовлетворительную оценку, считается имеющим академическую задолженность.

Темы курсовых работ должны отвечать таким требованиям, как актуальность в теоретическом и практическом отношениях, соответствие тематике научных исследований Института психологии и педагогики ЧелГУ, кафедры психологии. Перечень тем курсовых работ по каждой дисциплине определяется кафедрой по представлению преподавателей. По согласованию с преподавателем (научным руководителем) студенту разрешается выполнение работы по теме, которая хотя и не значится в перечне, но имеет прямое отношение к изучаемой дисциплине и отвечает указанным выше требованиям.

Сроки выбора тем и выполнения курсовых работ определяются учебно-методическим отделом ИПиП. Сроки защиты курсовых работ определяются кафедрой психологии.

Как выбрать тему курсовой работы. Не обязательно по предмету обучения.

Как выбрать преподавателя – научного руководителя курсовой работы. (список на стенде кафедры).

Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя, назначаемого кафедрой. Научный руководитель помогает студенту определиться с темой работы, корректно ее сформулировать; уяснить цель и задачи, уточнить предмет и объект исследования; сформулировать гипотезу; проводит индивидуальные консультации; осуществляет контроль за выполнением работы; проверяет готовую курсовую работу и пишет на нее рецензию.

Работа должна быть представлена руководителю для проверки не позднее сроков, установленных кафедрой. Научный руководитель не несет ответственность за несвоевременную проверку работы в случае, если работа сдана позднее указанного срока.

Основные этапы выполнения курсовой работы

  1. Выбор темы исследования (и базы, если работа эмпирическая).

  2. Составление плана (содержания) курсовой работы.

  3. Составление личного плана выполнения курсовой работы.

  4. Изучение литературы, сбор материала, подготовка библиографии.

  5. Планирование исследования. Выбор методов исследования.

  6. Сбор эмпирических данных.

  7. Обработка эмпирических данных.

  8. Письменное изложение проведенного исследования (составление текста работы).

  9. Представление работы на рецензию научному руководителю, получение рецензии.

  10. Подготовка к защите и защита курсовой работы.

Работа над текстом и оформление

При написании работы следует соблюдать пропорции между главами и параграфами, четко их разделять соответствующими заголовками. Текст делится на абзацы. Критерием такого деления служит смысл написанного, то есть самостоятельное суждение о чем-либо. Работа должна соответствовать правилам грамматики и стилистики. Не допускается произвольное сокращение слов, за исключением принятых ГОСТом аббревиатур.

Стиль изложения материала должен быть научным, характеризующимся использованием специальной терминологии, точностью и однозначностью выражений. Важной чертой научного стиля является последовательное отстаивание принятой теоретической позиции, логичность, последовательность изложения (каждое положение должно «проистекать» из предшествующего и связываться с последующим), объективность всех суждений и оценок, аргументированность выводов и положений. Как правило, эмоциональные моменты, личные пристрастия в тексте научного характера не допускаются.

Рекомендуется избегать повторений (тавтологии), растянутых фраз с нагромождением придаточных предложений и вводных слов. Писать желательно краткими, ясными для восприятия и понимания предложениями.

Работа должна носить самостоятельный творческий характер. Это значит, что студент, проанализировав подходы различных авторов к рассматриваемой проблеме, сравнив их и сопоставив, выбирает и придерживается в дальнейшем той точки зрения, которая ему кажется ближе и наиболее адекватно вписывается в контекст работы.

Поскольку курсовая работа выполняется студентом под научным руководством преподавателя, текст работы излагается от третьего лица во множественном числе.

Не допускается механическое списывание материала, цитирование без ссылок на автора и источник. Все использованные в тексте материалы других авторов обязательно должны сопровождаться ссылками на источники из приводимого в конце курсовой работы списка литературы. Такие ссылки даются при цитировании; заимствовании положений, цифровых данных, примеров и т.п., не в виде цитат, а также при необходимости отослать читателя к изданию, где вопрос изложен более полно, чем в курсовой работе. Ссылки даются в квадратных скобках, где указывается номер источника в списке литературы, (например, [7; 10]), а также (при цитировании) номер страницы (например, [15, с. 23-24]). Вместе с тем, не рекомендуется перегружать работу цитатами. К ним прибегают лишь тогда, когда заимствуется чужая мысль или свои суждения подкрепляются ссылкой на других авторов, либо высказывается несогласие с их точкой зрения.

Теоретические положения и выводы рекомендуется проиллюстрировать материалами собственного эмпирического исследования.

Объем первой курсовой работы – 30 страниц, второй – 35-40 страниц. Если объем превышает установленную границу, рецензент может отметить это как недостаток. Если работа меньше установленного минимума, то она может быть не принята на рецензию, не допущена к защите. В то же время, объем работы может быть изменен по согласованию с преподавателем (научным руководителем).

Формат текста: Word for Windows – 98/MЕ/2000/XP. Формат страницы А4. Поля (мм): сверху, снизу – 20, слева – 30, справа - 15. Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman. Межстрочный интервал – 1,5. Предложения, начинающиеся с красной строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным пяти знакам.

В конце работы (после списка литературы или приложения) ставится личная роспись студента.

Страницы необходимо пронумеровать и сброшюровать.

Нумерация – как в реферате или контр. работе.

Образец оформления титульного листа показан на слайде.

Страницы, занятые списком литературы и приложением, тоже нумеруются, но в объем курсовой работы не засчитываются.

Введение, каждая новая глава, заключение, список литературы и приложение начинаются с новой страницы.

Расстояние между последней строкой и заголовком нижеследующего текста равно четырем межстрочным интервалам. Расстояние между названием главы и нижеследующим текстом равно трем интервалам.

В конце заголовков точки не ставятся. Подчеркивание заголовков, а также переносы слов в них не допускаются.

Главы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Параграфы нумеруются в пределах каждой главы также арабскими цифрами. Например, первый параграф первой главы нумеруется: 1.1., третий параграф второй главы – 2.3. и т.д. Заголовки глав пишутся по центру прописными (заглавными) буквами, полужирным шрифтом, с одинарным интервалом, заголовки параграфов – по центру, строчными буквами, полужирным шрифтом, с одинарным интервалом (см. слайд). Нумерация глав, параграфов и их заголовки в тексте и в содержании (на 2-й странице) должны полностью совпадать – это нужно отдельно проверить при перечитывании работы после ее завершения.

Первая (теоретическая) курсовая работа не обязательно разбивается на главы. В ее план (содержание) могут быть включены всего лишь несколько пунктов, как правило, 3-4.

Прежде чем приступить к составлению текста, рекомендуется хотя бы приблизительно рассчитать количество страниц, отводимых на основные части работы. Предположим, что курсовая работа будет объемом в 35 страниц. На одной странице будет расположен титульный лист, на одной – содержание (план), 3-4 страницы займет введение, 2-3 страницы – заключение (заключение, как правило, по объему меньшее введения). Остается примерно 25-27 страниц. Если работа включает две главы, то из оставшихся страниц на первую главу может уйти примерно 12-13 страниц и на вторую – 13–14. Если первая глава включает в себя три параграфа, тогда на каждый из них уйдет примерно 4-5 страниц. Также рассчитывается и вторая глава.

В курсовой работе часто содержатся иллюстрации (таблицы, рисунки). Все данные, отраженные в иллюстрациях, должны быть проанализированы и проинтерпретированы в тексте, тесно увязаны с излагаемым материалом. В то же время не следует перегружать работу обилием иллюстративного материала. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Например: (см. рис. 1.3.), (см. таблицу 1.2.) и т.п. Располагаются иллюстрации после первой ссылки на них в тексте работы.

Каждая иллюстрация должна быть пронумерована и озаглавлена. Если иллюстраций более одной, их нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах главы. Таблицы и рисунки нумеруются отдельно. Номер иллюстраций состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

Если таблицы и другие иллюстрации достаточно велики по объему, но отрывать их от текста нецелесообразно, данный иллюстративный материал можно расположить на отдельном листе (странице). При переносе таблицы нумеруют ее графы (столбцы) и повторяют эту нумерацию на следующей странице. При этом заглавие таблицы не повторяют, а пишут (для нашего примера): «Продолжение табл. 1.3.». Возможно, если того требует специфика работы, расположение некоторых таблиц в приложении.

Номер и название рисунка указываются снизу по центру. Например: «Рис. 1.1. Периодизация развития личности». Или см. пример 5. К рисункам относятся также диаграммы (и их разновидности), графики и т.п. Диаграммы лучше всего составлять в программе Excel.

В курсовой работе должна быть четко выдержана структура, включающая в себя введение, основную часть, заключение и список литературы. В самом конце работы при необходимости может помещаться раздел «Приложения» или «Приложение».

В соответствии со структурой составляется план работы, который в виде содержания размещается на второй странице.

Обратим внимание на то, что формулировки названий глав и параграфов не должны повторять формулировку темы курсовой работы. А формулировки параграфов внутри главы не должны дублировать название последней.

Введение.

Из введения должно быть ясно, о чем курсовая работа. Введение «вводит читателя в текст работы. Введение – это не какой этап работы. Оно пишется, как правило, когда основной текст работы выполнен.

В нем отражается степень разработанности проблемы в теории и практике, определяется ее актуальность, указываются ученые, которые исследовали проблему. В числе фамилий должны быть, прежде всего, те, на кого вы ссылаетесь в работе, чьи точки зрения отражаете, анализируете. Фамилии перечисляются по алфавиту.

В ведении указываются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, отмечаются методы и эмпирическая база исследования. Указывается практическая значимость исследования.

Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть:

- необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

- потребность в новых фактах, которые позволят расширять теорию и сферу ее применения;

- потребность в более эффективных исследовательских методах;

- потребность в методах (способах), имеющих более широкие воз­можности и эффективность психологического воздействия, обучения, трениров­ки, адаптации т.п.

Цель исследования – это желаемый конечный резуль­тат, он может быть теоретико-познавательным, практическим или прикладным. В нашем примере цель работы: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка социально-психологических особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе.

Выбор объекта исследования нередко представляет сложную задачу. В качестве объекта исследования выступает все то, что явно или неявно порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания. Объ­ект может быть описан в терминах явления, процесса (например, конфликт, взаимодействие, отношения, межличностные установки и т.п.).

В тоже время следует отметить, что, по мнению В.Н. Дружинина, идеальным объектом психологического исследования может выступать либо отдельный индивид, либо группа, т.е. в качестве объекта может выступать субъект или группа субъектов. В первом случае имеется в виду общепсихологический эксперимент, во втором – социально-психологический. Но в конкретном эксперименте не только реальный объект должен соответствовать по своим характеристикам идеальному объекту, но и результаты, полученные при его участии должны применяться к другим объектам.

Таким образом, эксперимент, как видим, может быть проведен с одним испытуемым или группой. Однако необходимо учесть, что эксперимент с одним испытуемым проводится тогда, когда:

1) индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество экспериментальных проб;

2) испытуемый – уникальный объект, например гениальный музыкант или творчески одаренный шахматист;

3) от испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования (эксперимент с обученным испытуемым);

4) повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно.

Помимо объекта выделяется также предмет изучения те наиболее значи­мые с практической и теоретической точек зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. В нашем примере предмет исследования - адаптация первоклассников к обучению в школе.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Объект – шире предмета. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Гипотеза утверждение о существовании явления, истинность или ложность которого недоказуема дедуктивно, а может быть проверена только экспериментальным путем. Гипотеза экспериментальная – конкретизация теоретического предположения в терминах зависимой, независимой и дополнительной переменных. Контргипотеза – гипотеза, альтернативная основной.

В теоретической курсовой работе гипотезы может не быть.

Задачи формулируются исходя из цели работы и выдвинутой гипотезы. Задачи исследовательской работы можно назвать целями второго, или промежу­точного, порядка. Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологиче­ских знаний. Задачи конкретизируют, уточняют поставленную цель с учетом условий, в которых она дана, и носят по отношению к этой цели подчиненный, частный характер.

Основная часть.

В первой (теоретической) главе на основе анализа литературы рассматриваются ключевые понятия конкретного исследования. В начале можно одним-двумя предложениями кратко указать, о чем пойдет речь в данной главе. В конце главы дается краткий вывод, обеспечивающий логический переход к следующей главе работы.

Во второй (экспериментальной или эмпирической части) главе:

- характеризуется организация проведения эксперимента – этапы и конкретные задачи, решаемые на каждом из них;

- дается обоснование и описание избранных методов исследования;

- раскрывается содержательная сторона психологического эксперимента;

- даются результаты, полученные на этапах исследования, их описание, комментарий, интерпретация;

- представляются результаты всей экспериментальной работы с применением математической обработки количественных и интерпретации качественных результатов, делаются обобщающие выводы.

Заключение. В нем излагаются:

- краткие выводы теоретического и эмпирического исследований;

- отмечается степень выполнения поставленных в работе цели, задач исследования;

- подтверждение (или не подтверждение) выдвинутой гипотезы;

- при необходимости отмечается перечень нерешенных вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования;

- отмечается практическая значимость исследования; возможные перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Литература.

После заключения в текст курсовой работы помещают список литературы. Обычно в него включают только те источники, на которые есть ссылки в тексте. (Ссылки должны четко совпадать с нумерацией списка литературы!). Это значит, что данный раздел является в своем роде «лицом» работы, отражая полноту, глубину и направленность проработки проблемы.

Иностранные источники – включать осторожно.

Для ориентировки можно сказать, что в среднем список литературы курсовой работы включает 30 - 40 источников. При использовании меньшего количе­ства литературы просто невозможно полноценно и всесторонне проработать заяв­ленную научно-исследовательскую проблему. Более убедительной бу­дет представляться курсовая работа, опирающаяся на достаточное количество источников, среди кото­рых будут монографии и научные статьи отечественных и зарубежных исследовате­лей. Кроме этого, она будет выглядеть сомнительной, если выстроена на научно-популярной литературе.

Приложение.

В самом конце работы при необходимости может помещаться (а может и нет) раздел «Приложения». В приложение могут быть включены тек­сты модифицированных методик, примененные автором коррекционные, развивающие программы, тренинги, статистические таблицы и другой материал, прояс­няющий или подтверждающий отдельные фрагменты исследования.

Чтобы не возникало сложностей при поиске конкретного материала в приложении, принято каждый самостоятельный материал озаглавливать и помещать в отдельное приложение с порядковым номером (например, Приложение 1.). При этом необходимо сле­дить, чтобы в тексте работы обязательно были ссылки на соответствующее приложение.