logo search
совр обр техн в нач шк 1

Технология развивающего обучения (система л.В. Занкова)

Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит ее находить.

А. Дистервег

Актуальность

Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах. В основе ее лежит идея объединить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Исходя из этого, определены дидактические принципы данной системы: обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный результат - перегрузку. Система не рассчитана на форсирование темпов обучения, но создает условия для всестороннего развития ребенка.

Целевые ориентации

Особенности образовательного процесса

Методика обучения представляет часть целостной дидактической системы, характеризуется рядом типических черт, которые проявляются в преподавании всех учебных предметов:

Показатели развития учащихся

Помимо традиционных показателей успешности обучения по усвоению ЗУНов, в системе выделены следующие критерии обучения и развития:

Вопросы и задания

ЗАДАНИЕ 1.Познакомьтесь с описанием технологии развивающего обучения в системе Л.В. Занкова и дайте ответы на следующие вопросы:

- В чем, по-вашему, заключается особенности данной технологии?

- В чем сходство системы Л.В. Занкова и системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова? Каковы их отличительные особенности?

- Согласны ли вы с мнением, что по этим системам возможно лишь обучение наиболее развитых детей?

Рекомендуемая литература:

1.Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.

2.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990..

3.Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова, М.В.Зверевой. - М., 1973.

4.Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975.

5.Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М., 1982.

6.Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Под ред. М.В. Зверевой. - М., 1983.

7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,1998.

Приложение 1 Структура урока «открытия нового знания» [10, c. 28-29]*

Этапы урока

Содержание

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

1) Включение детей в деятельность (на мотивационном уровне).

2) Выделение содержательной области.

2.Актуализация знаний.

1)Актуализация ЗУН, достаточных для «открытия» нового знания.

2)Включение задания, определяющего проблемную ситуацию, направленного на «открытие» нового знания .

3)Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

3.Постановка проблемы.

Фиксирование в громкой речи:

  1. где возникло затруднение;

  2. почему оно возникло;

  3. какова тема урока.

4. «Открытие» детьми нового знания.

1)Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы.

2)Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

3)Фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке.

5.Первичное закрепление.

1)Решение детьми типовых заданий.

2)Проговаривание способа решения в громкой речи.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

1)Самостоятельное решение детьми типовых заданий.

2)Самостоятельная проверка детьми своей работы.

3)Создание ситуации успеха.

7.Повторение.

1)Включение нового знания в систему знаний.

2)Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

8.Рефлексия (итог урока).

1)Рефлексия деятельности на уроке.

2)Самооценка детьми собственной деятельности.

____________________

* Структура данного вида урока приводится как один из вариантов реализации технологии проблемного обучения

Приложение 2