Технология развивающего обучения (система л.В. Занкова)
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить.
А. Дистервег
Актуальность
Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах. В основе ее лежит идея объединить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Исходя из этого, определены дидактические принципы данной системы: обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный результат - перегрузку. Система не рассчитана на форсирование темпов обучения, но создает условия для всестороннего развития ребенка.
Целевые ориентации
Высокое общее развитие личности.
Создание основы для всестороннего гармонического развития.
Общее развитие есть появление психических новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.
Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека.
Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.
Особенности образовательного процесса
Ход познания - «от учеников».
Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, выявляют закономерности.
Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, основанная на ориентировочно-исследовательских, творческих видах заданий.
Коллективный поиск, направляемый учителем.
Создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Создание психолго-педагогических условий для естественного самовыражения ученика.
Гибкая структура урока.
Методика обучения представляет часть целостной дидактической системы, характеризуется рядом типических черт, которые проявляются в преподавании всех учебных предметов:
многогранность – свойство, которое определяет то, что методическим приемам должны быть присущи разнородные функции, вызывающие к жизни в процессе обучения разные стороны психики;
процессуальный характер методики – выражается в том, что учебный материал дается не в виде дискретных, замкнутых в себе частей, прочное усвоение которых происходит изолированно друг от друга, а в виде постоянного его развертывания, обогащения, когда каждый отдельный элемент курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами;
разрешение коллизий – учащиеся наталкиваются на ситуации, когда вновь приобретаемые знания вступают в противоречие с ранее усвоенными и происходит самостоятельное разрешение, осознание этих противоречий, при этом пробуждается интерес, интенсифицируется мысль школьников;
вариантность-свойство, касающееся деятельности как учителя (предполагается возможность и необходимость разных подходов к преподнесению одного и того же материала), так и учащихся (перед учащимися раскрывается возможность обнаружения разных точек зрения на изучаемый материал, разных отношений, оценок).
Показатели развития учащихся
Помимо традиционных показателей успешности обучения по усвоению ЗУНов, в системе выделены следующие критерии обучения и развития:
наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;
отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;
практические действия - умение создать материальный объект.
Вопросы и задания
ЗАДАНИЕ 1.Познакомьтесь с описанием технологии развивающего обучения в системе Л.В. Занкова и дайте ответы на следующие вопросы:
- В чем, по-вашему, заключается особенности данной технологии?
- В чем сходство системы Л.В. Занкова и системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова? Каковы их отличительные особенности?
- Согласны ли вы с мнением, что по этим системам возможно лишь обучение наиболее развитых детей?
Рекомендуемая литература:
1.Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.
2.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990..
3.Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова, М.В.Зверевой. - М., 1973.
4.Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975.
5.Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М., 1982.
6.Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Под ред. М.В. Зверевой. - М., 1983.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,1998.
Приложение 1 Структура урока «открытия нового знания» [10, c. 28-29]*
Этапы урока | Содержание |
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) | 1) Включение детей в деятельность (на мотивационном уровне). 2) Выделение содержательной области. |
2.Актуализация знаний. | 1)Актуализация ЗУН, достаточных для «открытия» нового знания. 2)Включение задания, определяющего проблемную ситуацию, направленного на «открытие» нового знания . 3)Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. |
3.Постановка проблемы. | Фиксирование в громкой речи:
|
4. «Открытие» детьми нового знания. | 1)Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы. 2)Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода. 3)Фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке. |
5.Первичное закрепление. | 1)Решение детьми типовых заданий. 2)Проговаривание способа решения в громкой речи. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | 1)Самостоятельное решение детьми типовых заданий. 2)Самостоятельная проверка детьми своей работы. 3)Создание ситуации успеха. |
7.Повторение. | 1)Включение нового знания в систему знаний. 2)Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. |
8.Рефлексия (итог урока). | 1)Рефлексия деятельности на уроке. 2)Самооценка детьми собственной деятельности. |
____________________
* Структура данного вида урока приводится как один из вариантов реализации технологии проблемного обучения
Приложение 2
- Введение
- Сущность понятия педагогическая технология
- Классификация педагогических технологий
- Особенности технологий личностно-ориентированного обучения
- Модель личностно-ориентрованого обучения
- Технология использования типовой схемы учебного занятия
- Структурные элементы учебного занятия
- Технология проектного обучения
- Технология педагогических мастерских
- Система действий учителя и учащихся на различных этапах
- Технология развивающего обучения (система д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова)
- Система действий учителя и учащихся при решении учебной задачи
- Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Технология развивающего обучения (система л.В. Занкова)
- Приемы создания проблемной ситуации:
- Проблемный урок
- Тема: «Приемы письменных вычислений с переходом через разряд»
- Проблемный урок.
- Тема: «Цепи питания животного мира лесной зоны»
- Проблемный урок.
- Тема: «Одинаково ли пишутся ударные и безударные падежные окончания имен существительных в одинаковых падежах.
- Проблемный урок
- Тема: «Согласные парные и непарные»
- Проблемный урок
- Тема: «Умножение суммы на число»
- Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)
- Педагогическая мастерская
- Тема: в.А. Осеева «Синие листья»
- Педагогическая мастерская
- Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы Тема проекта «Мое растение»
- Тема проекта: «Леса России»
- Тема проекта: «Весна на подоконнике»
- Тема проекта: «Очень умелые ручки (изготовление игольницы)»
- Тема 1. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе (6 часов)
- Тема 2. Современные образовательные технологии(6 часов)
- Тема 3. Особенности технологий личностно-ориентированного обучения (6 часов)
- Тема 4. Учебное занятие в условиях реализации личностно-ориентированного обучения (4 часа)
- Тема 5. Особенности технологии проблемного обучения (10 часов)
- Тема 6. Основы технологии проектного обучения (10 часов)
- Тема 7. Особенности технологии педагогических мастерских(10 часов)
- Тема 8. Основы развивающего обучения (18 часов)
- 9. Выполнение квалификационной работы ( 6 часов)
- Учебно-тематический план проблемных курсов «современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов»