logo search
Госы ППО

8. Действия и движения: уровни регуляции активности в теории н.А. Бернштейна.

Бернштейн – принцип активности. Принцип активности: постулирование определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности. Объект изучения – естественные движения. Эксперимент Хелда.

К отят одного помета воспитывают в темноте. На час в день их вытаскивают на свет в барабан с черно-белыми полосами. Их сажают в корзинки. Один сидит пассивно, другой может крутить карусель. Пассивный функционально слепой, он неспособен различать форму, активный функционирует нормально. У первого котенка изменения в зрительной стиму­ляции связывались с его активными движениями, у вто­рого такой связи не возникало.

Признаки активного поведения

До работ Н. А. Бернштейна в физиологии бытовало мнение (которое излагалось и в учебниках), что двига­тельный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут мо­торные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, в самом общем виде механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул — про­цесс его центральной переработки (возбуждение про­грамм) — двигательная реакция.

(мигание, коленный рефлекс).

Но это не так для сложных актов – нужна коррекция.

П редложен принцип сенсорных коррекций. Дополнительные факторы, влияющие на ход движения:

Необходима информация о состоянии двигательного аппарата и ходе движения – сигналы обратной связи.

Схема рефлекторного кольца: моторный центр – команды в мышцу – от мышцы сигналы обратной связи в сенсорный центр – перешифровка на моторные сигналы коррекции – снова в мышцу.

Поздний вариант схемы: добавление центральных блоков: программа, задающий прибор и прибор сличения.

Программа – сигнал на задающий прибор – прибор сличения («то что должно быть»). Туда же сигнал от рецептора о состоянии рабочей точки («то что есть»). Сравнение этих сигналов, на выходе из прибора сличения – дельта W, сигнал рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Он идет на блок перешифровки -–сигнал коррекции через регулятор на эффектор – изменение положения рабочей точки. Возможна экстренная перестройка программ (прямо с рецептора сигнал на задающий прибор).

Программа – сигнал на задающий прибор – прибор сличения («то что должно быть»). Туда же сигнал от рецептора о состоянии рабочей точки («то что есть»). Сравнение этих сигналов, на выходе из прибора сличения – дельта W, сигнал рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Он идет на блок перешифровки -–сигнал коррекции через регулятор на эффектор – изменение положения рабочей точки. Возможна экстренная перестройка программ (прямо с рецептора сигнал на задающий прибор).

Уровни построения движений.

Сигналы обратной связи приходят в разные чувствительные центры головного мозга и переключаются на моторные пути на разных уровнях.

Уровень А – тонус мышц, самый низкий и филог древний, Сигналы от проприорецепторов о степени напряжения мышц (непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха и т.д.), редко осознается.

Уровень В – уровень двигательных штампов (синергий): сигналы от мышечно-суставных рецепторов о взаимном положении частей тела. Привычные движения, движения – стереотипы выаолняемые в стандартной ситуации.

Уровень С – уровень пространственного поля: сигналы от зрения, слуха о внешнем пространстве (ходьба, бег и т.д.). Обеспечивает движение в окружающей среды.

Уровень D – уровень предметных действий, корковый. Принадлежит человеку: орудийные действия, манипуляции с предметами. Это уже действия – сообразуются

с логикой предмета. Первый уровень, который становится собственно человеческим. Предмет управлят органом (ложка управляет рукой)

Уровень Е – интеллектуальных двигательных актов (речь, письмо). Движения, связанные с речью (без понимания смысла (например, песня на непонятном языке)).

Механизм формирования навыка

Выход движения из-под контроля сознания.

Проблема активности

Н. А. Бернштейн предлагает расположить все движения, которые имеются у животного или человека, в ряд на некоторой воображаемой оси по степени определяемости его внешним стимулом. Тогда на одном конце этого ряда окажутся безусловные рефлексы типа чихательного, мигательного, коленного (они запрограммированы морфологически), а также сформированные при жизни условные рефлексы типа выделения слюны у собаки на звонок. Эти движения, или акты, действительно, запускаются стимулом и определяются его содержанием.

Следующими в этом ряду окажутся движения, которые тоже включаются внешним стимулом, но уже не так жестко связаны с ним по содержанию. Итак, возможны вариации ответных движений; нет их жесткой запрограммированности, жесткой связанности со стимулом. Это акты, в которых стимул приводит не к движению, не к действию, а скорее к принятию решения о действии.

Наконец, на другом крайнем полюсе оказываются акты, для которых, как пишет Бернштейн, и инициатива начала и содержание, т. е. программа, задаются изнутри организма. Это так называемые произвольные акты.

Бернштейн не отрицает существования реакций. По его мнению они существую и представляют собой частный случай активности. Безусловно-рефлекторные реак­ции — это акты с нулевой степенью активности, и они составляют очень небольшую часть всех актов жизнеде­ятельности.

Что касается функционирования кольца, то в его ходе предпочтение отдается программным сигналам, так как существуют доказательства того, что сигналы, исходящие из програм­мы (т.е. «активные») и поступающие из внешней среды (т.е. «реактивные»), функционально несимметричны в том смысле, что первые опережают вторые

Стимул не является агентом, автоматически действующим на организм. Во-первых, обычно субъект или организм погружен в целое море внешних воздействий, которые без конца «бомбардируют» его; во-вторых, он выбирает стимулы, а не они его.

Н. А. Бернштейн задает вопрос: нет ли на общебиологическом уровне свидетельств существования принципа активности? И отвечает на него положительно.

Действительно, процессы развития организма из зародышевой клетки могут быть осмыслены как процессы реализации генетической программы. Это в точности отвечает принципу активности. То же происходит с процессами регенерации утраченных органов или тканей.

Процесс жизни есть не “уравновешивание с окружающей средой”, как понимали мыслители периода классического механицизма, а преодолевание этой среды, направленное не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения.