Самостоятельная работа с научной и учебной литературой
Научная и учебная литература.
Динамика и способы чтения научной и учебной литературы.
Ведение записей прочитанного.
Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована.
Первые научные произведения создавались в различных жанрах: в виде трактатов, рассуждений, поучений, диалогов, путешествий, жизнеописаний и даже в стихотворных формах. В настоящее время формы научной литературы стандартизованы и состоят из монографий, обзоров, статей, докладов (в т.ч. их тезисов), авторефератов, рефератов и рецензий.
В настоящее время во многих странах действует механизм аттестации научной литературы, поддерживаемый правительством или общественными научными организациями. В России, например, такую аттестацию проводит ВАК (Высшая аттестационная комиссия). В числе основных требований к изданию научной литературы — обязательное её рецензирование. В рамках этого процесса издательство или редакция научного журнала перед публикацией новой научной работы направляет её нескольким (обычно двум) рецензентам, считающимися специалистами в данной области. Процесс рецензирования призван исключить публикации в рамках научной литературы тех материалов, которые содержат грубые методологические ошибки или прямые фальсификации.
Эти же процедуры позволяют отличать действительную научную литературу от псевдонаучной.
Например, так называемая «поп-психология» (М. Гриффитс) - «неакадемическая психология», «психология для массового читателя», часть массовой культуры. Конечно, ее не следует путать с популяризацией научных психологических знаний. В основном «поп-психология» - это эрзац-знания, обоснованность которых не ясна.
Различать традиционную научно-популярную психологию и поп-психологию следует по следующему критерию: популярная психология представляет собой изложение знания, порожденного в контексте научной психологии, языком, понятным практически любому человеку с улицы. Поп-психология же (псевдонаучная психология) представляет собой движение в противоположную сторону – это изложение вненаучных измышлений таким образом, что они уподобляются научному знанию, это мимикрия вненаучной психологии под образ науки. Поп-психология враждебна научной психологии, «потому что она, во-первых, опасна для общества, в котором живет и развивается психологическая наука, - как механизм оглупления людей, во-вторых, опасна как механизм дискредитации психологической науки, под которую современная поп-психология усердно маскируется, в-третьих, как конкурент на рынке психологических услуг, отнимающий у практических психологов потенциальных клиентов (очевидно, во вред им): зачем идти к специалисту, когда вот она - книга, где все написано?».
Какие книги имеются «на полках» поп-психологии? Названия их говорят уже сами за себя: «Как достичь успеха в жизни», «Как женщине не остаться одинокой», «Не давите мне на психику», «Сила ума» и т.д. и т.п. А чего стоит целая серия брошюр под общим названием «Сам себе психолог»? Трудно переоценить вред и других аналогичных изданий, так же как и аналогичных радио- и телепередач. Взять хотя бы того же доктора Курпатова, который выдает «психологические бестселлеры» с поражающей скорострельностью. С одной стороны, они поддерживают миф о психологах, как о всезнающих оракулах. А с другой, наносят прямой вред – подвигают людей заниматься самолечением или, наоборот, отказаться от профессиональной помощи, дают советы на все случаи жизни, следуя которым люди часто попадают в сомнительные ситуации.
Тот виртуальный психолог, с которым люди сталкиваются на страницах популярных журналов и экранах телевизоров, чаще всего не имеет ничего общего с реальным психологом. Тематика запросов, с которыми работает виртуальный психолог, - это прежде всего секс, к которому сводится вся гамма семейных и любовных отношений, затем низкая самооценка, карьерные и финансовые вопросы, взаимоотношения с сослуживцами. Что же касается ценностных проблем, вопросов самоопределения, смысла жизни, моральных обязательств и пр., то эти вопросы виртуальными психологами не почти затрагиваются. Поэтому, когда клиент обращается к профессиональному психологу имеет место «сшибка»: клиент ждет волшебного совета, а психолог ждет от клиента серьезной работы над собой, которая необходима для достижения реального результата.
Так что сегодняшний бум в области производства «самоучителей жизненного успеха», распространении виртуальной психологии – явление не такое уж безобидное и небезопасное, как утверждают некоторые авторы.
К научным изданиям следует отнести и научные журналы по различным отраслям знания. Например, научные журналы по психологии.
Наиболее известные периодические издания по психологии:
Вестник Московского университета. Сер.14. Психология
Вопросы психологии
Детский психолог
Журнал практического психолога
Мир психологи
Новости психосинтеза
Новые исследования в психологии
Прикладная психология
Психолог в детском саду
Психологическая газета «Мы и мир»
Психологическая консультация
Психологическая наука и образование
Психологический журнал
Психологическое обозрение
Психология зрелости и старения
Российский психоаналитический вестник
Учебная литература, произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.
У. л. группируют по видам изданий:
- программно-методические – программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства;
- обучающие – учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций;
- вспомогательные – хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат.
Основной вид У. л. – учебник.
Следует учитывать, что учебная литература для образовательных учреждений начального и среднего общего образования; начального, среднего и высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования имеет определенные жанровые особенности.
С первого курса необходимо комплектовать свою профессиональную библиотеку – учебники и учебные пособия, хрестоматии, энциклопедии, словари, справочники и т.п.
Хрестоматии, виды, функции, возможности применения.
Специфика работы с научными журналами. В последнем номере – за год все статьи.
- Самообразование и самостоятельная работа студентов
- 2. Самостоятельность
- 3. Самостоятельная работа студентов в вузе
- Лекция в учебной деятельности студента
- 2. Техника конспектирования лекции
- 3. Рекомендации по эффективной работе на лекции
- 4. Роль памяти и внимания во время лекции
- Практические занятия: подготовка и участие в их проведении
- 2. Память - проблемы запоминания и воспроизведения информации в процессе подготовки к семинарскому занятию
- 3. Речь при выступлении с докладом и при ответах на семинаре Техника речи Правильная осанка. Как нужно сидеть (или стоять) при ответе.
- Интонирование
- Упражнения на технику интонирования и эмоциональную нагрузку слова
- Выполнение рефератов и контрольных работ
- Выполнение курсовых работ
- Рецензирование и защита курсовой работы
- Самостоятельная работа с научной и учебной литературой
- 2. Динамика и способы чтения научной и учебной литературы
- Ведение записей прочитанного.
- Экзамены и зачёты: организация, особенности проведения, подготовка и построение ответа
- Организация промежуточной аттестации студентов (сессии)
- 2. Подготовка и сдача зачётов и экзаменов
- Вопросы к зачету