logo search
Госы ППО

36. Педагогическое общение как необходимое условия успешности педагогической деятельности.

http://voppsy.ru/issues/1985/854/854009.htm

http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov48.html

https://bookucheba.com/osnovyi-pedagogiki-knigi/pedagogicheskoe-obschenie-suschnost-60117.html

https://moluch.ru/archive/102/23523/

https://novainfo.ru/article/6245

http://pedrazvitie.ru/raboty_dopolnitelnoe_new/index?n=28709

Из ответов

Американский психолог К. Роджерс, основоположник гуманистической психологии, сформулировал условия, при которых общение учителя с учениками является эффективным, т.е. делающим процесс учения «значимым для ученика».

1. Принятие ребенка. Ребенок принимается педагогом как личность, обладающая собственной ценностью, как противоречивый, небезупречный человек, имеющий разные черты и разные чувства. Учитель принимает в ребенке не только старание, целеустремленность и любознательность, но и временное безразличие к учебе и сумасбродные выходки. Он создаёт атмосферу, которая показывает: «Вы мне нравитесь», а не «Вы мне будете нравиться, если будете вести себя так-то и так-то». Стендаль назвал это отношение «безусловным положительным отношением» (приводится по К.Роджерсу, 1994, С.343), так как оно не требует в качестве условия какой-то ценности, необходимой для проявления этого отношения.

Принятие, кроме того, - доверие и забота. Необходимо «разрешить учащемуся соприкасаться с важными проблемами его жизни, чтобы он сталкивался с проблемами и спорными вопросами, которые хочет разрешить» (К.Роджерс, 1994, С.347).У ученика важно вызвать желание узнать или измениться, вырастающее из трудностей, с которыми он сталкивается в жизни.

2. Конгруэнтность. Учитель в отношениях с учеником - конгруэнтная личность, способная быть именно тем человеком, каков он есть на самом деле. Учитель не скрывает свои чувства и переживания за ролью, фасадом - он живой человек, а не воплощение требований программы или транслятор знаний. Конгруэнтность предполагает осознание своего отношения к другим людям, принятие своих чувств, откровенность в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравиться, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным или, наоборот, чувствительным или симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему, у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Рядом с таким учителем ученики чувствуют себя уютно и безопасно, потому что хорошо его понимают.

3. Эмпатия. Учитель эмпатически понимает внутренний мир ученика. «Понять внутренний мир ученика, как будто он твой собственный, но не теряя этого «как будто» - это и есть эмпатия» (К.Роджерс, 1994, С.344). Когда мир ученика ясен учителю, тогда он способен словами передать своё понимание его мира ученику, и то, что ему ясно, и то, что ученик ещё не в состоянии выразить словами, то, что едва им осознаётся.

По мнению К. Роджерса, педагогическое влияние в процессе обучения должно способствовать значимому учению учащихся. Под значимым учением подразумевается «не только накопление фактов, а изменение поведения человека в настоящем и в будущем, его отношения и его личности» (Роджерс, 1994, с.340). Значимое учение - это самонаправленное и самостоятельное учение.

Данные наблюдений современных зарубежных исследователей, сторонников теории К.Роджерса, свидетельствуют, что гуманистическое влияние педагога обеспечивает более высокий уровень личной приспособленности, творчества, самостоятельного приобретения знаний и ответственности учащихся, чем традиционное педагогическое руководство.

Благополучный педагог в использовании влияния на учеников проявляет творческую индивидуальность. Он использует различные диалоговые приёмы, направленные на поддержание благоприятной эмоциональной атмосферы обучения, особенно в ситуациях, когда ученики испытывают трудности и напряжение.

К. Роджерс считал, что у всех учеников есть желание расти, развиваться, становиться. В идеале родители и учителя должны создавать поддерживающую обстановку, облегчающую рост и развитие личности ребёнка. В такой атмосфере ребёнка принимают безусловно, дети ценятся за то, что они такие, какими являются, и эти условия способствуют их развитию. В этой модели учитель не направляет, а помогает, а ученики - активные и главные участники процесса обучения.

К. Роджерс утверждает, что цель гуманистических преподавателей - развивать внутреннюю дисциплину у учеников. В самом широком смысле внутренняя дисциплина - это знание о себе и действиях, которые нужно предпринять, чтобы вырасти и развиться как личность. Это не значит, что К. Роджерс отстаивает полную вседозволенность. Он считает, что ученикам нужно помочь стать дисциплинированными и научиться самообладанию. Задача учителя - помогать, а не руководить, при этом у учеников вырабатывается мотивация самоконтроля, и им требуется минимальное руководство.

К. Роджерс не настаивает на каких-то конкретных методах влияния, которые учителя должны или не должны использовать в классе, однако в его изложении общего подхода, акцентирующего помогающее и недирективное влияние, содержатся педагогические рекомендации. В частности, недирективные учителя: • размышляют. Они принимают во внимание наиболее существенные аспекты поведения и речи учеников и поощряют их думать о собственных мыслях (например, преподаватель говорит: «Мне кажется, ты хочешь сказать, что...»); • поддерживают учеников. Относятся к ним с безусловным вниманием и уважением; • поощряют самостоятельную оценку учеников. (Например, учитель может спросить: «Как ты думаешь, насколько хорошо ты сегодня выполнил задание?»); • развивают у учеников чувство ответственности. (Например: «Как, по вашему мнению, вам нужно поступить?»); • поощряют самоактуализацию. Предоставляют возможности обучения и роста. Поощряют развитие особых талантов.

Эффективное педагогическое общение имеет развивающее значение. Оно изменяет поведение человека, его отношения и его личность. По мнению К.Роджерса, в результате эффективно организованного общения возникают следующие знания и изменения: • Человек начинает по-другому смотреть на себя. • Он более полно принимает себя и свои чувства. • Он больше доверяет себе, может лучше управлять собой. • Он становится более похожим на того человека, каким бы он хотел быть. • Он становится более гибким, менее застывшим в своём восприятии. • Он ставит для себя более реальные цели. • Его поведение становится хорошо обдуманным. • Он готов отказаться от вредных привычек. • Он начинает более принимать других. • Он изменяет основные качества своей личности в лучшую сторону.

Общение выполняет целый ряд основных функций: - Информационная - функция приема, передачи сведений; - Контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передачи информации; - Побудительная - функция стимуляции активности к действию; - Координационная - функция взаимного ориентирования и согласования действий; - Понимания - предполагает не только прием информации, но и понимание этой информации друг другом; - Амотивная - функция возбуждения в партнере нужных эмоций, переживаний, чувств, предполагает эмоциональный обмен, изменение эмоционального состояния; - Функция установления отношений - осознание и фиксирование своего социального статуса, социальной роли в конкретной социальной общности. - Функция оказания влияния - изменение состояния, поведения, намерений, представлений, установок, мнений, решений, потребностей, действий и т.д.

Наряду с функциями выделяют основные виды общения.

По количеству участников: - межличностное; - групповое.

По способу общения: - вербальное; - невербальное.

По положению общающихся: - контактное; - дистантное.

По условиям общения: - официальное; - неофициальное.

Активность в общении как вид социальной активности личности в психологической литературе определяется:

а) как состояние взаимодействующих людей, которое характеризуется стремлением к установлению межлич­ностных контактов, волевыми усилиями при их нала­живании, целеустремленностью и инициативой в по­знании друг друга, настроем на установление и поддер­жание контактов;

б) как качество коммуникативной деятельности, в кото­рой проявляется личность человека с его отношением к целям, содержанию, форме и результатам общения и стремлением мобилизовать свои познавательно-воле­вые усилия на решение различных задач;

в) как проявление творческого отношения индивида к парт­нерам по общению;

г) как личностное образование, выражающее познава­тельный, эмоциональный и поведенческий отклик на обращение другого человека.

Рассмотренные подходы объединяет положение о том, что источником активности в общении является потреб­ность личности в самовыражении, формации от другого человека, в выработке единой точки зрения и т.п. >

Как показали отдельные исследования, у определенной части людей эта потребность выступает как чисто комму­никативная. Но гораздо чаще активность в общении люди проявляют потому, что хотят лучше осуществлять совмест­ную деятельность, самоутвердиться, посеять в душах разу­верившихся во всем людей росток надежды и т.д. Следует отметить, что в течение дня у человека актуализируются самые разные потребности, поэтому и формы коммуника­тивной активности могут быть в той или иной степени раз­личными.

Во всех описанных случаях человек выступал субъек­том общения, но ведь ему приходится быть и объектом. Тогда инициирование с его стороны большей или мень­шей коммуникативной активности будет зависеть от того, какую потребность в структуре его личности сумеет «за­деть» вступивший в контакт с ним человек.

Если эта потребность окажется очень значимой для объекта общения, он пойдет на активное взаимодействие. Если же она будет бесконечно слабой, активности с его стороны не последует.

Следовательно, активность в общении можно рассмат­ривать в двух ее составляющих: «реакция» и «акция». «Ре­акция» предполагает ответ на внешнее воздействие другого человека, отражающее вторичную активность, «акция» — ответ на внешнее воздействие, отражающее первичную ак­тивность, основанную на внутренних субъективных меха­низмах самоуправления. В первом случае активность име­ет временной показатель действия, во втором — качествен­ный уровень деятельности.

Положив в основу классификации принцип системно­сти, динамичности и развития, рассмотрим:

1) активность осознания целей, мотивов, результатов об­щения участвующими в нем людьми;

2) активность переживаний и сопереживаний во время общения;

3) активность и меру стереотипности и творчества во вре­мя общения;

4) активность поведения (обращения, согласно В.Н. Мясищеву) в ходе общения;

5) характер и меру управления этой активностью.

Следует отметить, что для оценки субъекта общения необходимо учитывать активность каждой ее составляю­щей (познавательной, эмоционально-потребностной, по­веденческой сфер), суммарную активность, количество связей разного уровня.

Критерии активности в общении.

В психологической литературе наиболее часто указыва­ются: инициативность, интенсивность, широта, глубина, особенности полученного, результата, положительное от­ношение к общению (интерес, сопровождение общения стеническими чувствами), самостоятельность, осознан­ность саморегуляции своего поведения в общении, воля (упорство в достижении цели, настойчивость, целеустрем­ленность), творчество.

В ряде исследований детализированы критерии комму­никативной активности людей: самокритичность, ярко выраженная рефлексия в общении; свобода в оперирова­нии приобретенным багажом специальных знаний и уме­ний, решение задач различного уровня трудности, стрем­ление и умение искать и находить причины того или иного оборота, который приобретает общение и влияние их на полученный результат. Однако авторы зачастую не выде­ляют оснований для определения критериев активности, поэтому названные признаки характеризуют и качество деятельности, и личность, и характер.

Следовательно, при отборе критериев необходимо учи­тывать: 1) ситуации, включая различные виды деятельно­сти, в которых проявляется коммуникативная активность; 2) характер отношения личности к деятельности и к ее уча­стникам; 3) волевые усилия личности в достижении целей общения (активность потенциальная и реальная); 4) ха­рактер активности в общении (активность творческая, ре­продуктивная); 5) устойчивость, длительность, динамику проявления коммуникативной активности (активность ситуативная или интегральная).

Каждый из указанных уровней активности можно ран­жировать по степени ее проявления — высокая, средняя, низкая. Следовательно, уровень коммуникативной актив­ности отражает изменение характера общения субъекта, его способности осваивать многообразные способы и средства познания другого человека и воздействия на него,а ее степень выражает умение максимализировать комму­никативные действия в пределах того или иного уровня. Идеал коммуникативной активности личности — это все­сторонность (охватывает все стороны личности, проявля­ется во всех видах общения) устойчивость, творческий ха­рактер проявления на основе положительной мотивации, а антипод реализованной активности в общении — пас­сивность, инертность, безволие, безразличие, безучастное отношение к процессу общения и его участникам.

Важно отметить, что потенциальная активность харак­теризует личность со стороны стремления и готовности ее к общению. Стремление проявляется в интересе, в жела­нии удовлетворить любопытство.

Готовность к реальной активности предполагает опре­деленные мотивы коммуникативной деятельности, владе­ние исходными знаниями о людях, с которыми предстоит общаться, методами фиксации особенностей их внешнего и внутреннего облика, а также вербального и невербально­го поведения, умением слушать и др. Однако сами по себе эти показатели еще не претворяют потребность в общении в конкретные действия. Здесь важен механизм воли, кото­рая при необходимости переводит потенциальную актив­ность в реальную.

В зависимости от характера участия человека в реаль­ном общении различают репродуктивную (исполнитель­скую) и творчески реализованную коммуникативную ак­тивность. Попытки представить детально уровни комму­никативной активности сейчас предпринимаются.

На меру и характер активности человека в общении всегда влияют деятельность и отношения. Ведь чтобы до­стичь цели совместной деятельности и свои собственные, личность должна вступать в контакты с другими участни­ками. При этом частота, содержание и форма этих контак­тов зависят от понимания личностью своей роли в этой де­ятельности, от ее способности выполнять эту роль, а также от характера ее взаимоотношений с партнерами.