logo search
85

Тема 8. Лента школьного времени

Задачи: уточнить представления детей о времени; помочь осоз­нать школьное время, его деление на уроки и перемены; уточнить

63

отношение детей к уроку; формировать умение планировать свое время.

Оборудование: знаки «Поднятая рука», «Хор» и «Звонок», схема времени, картинки с режимными моментами, полоски цветной бума­ги для диагностики.

Ход урока

Игра «Как живёте, мои детки?»

- Как живёте, мои детки? Как идёте, мои детки? Как стоите, мои детки? Как едите, мои детки? Как молчите, мои детки? Как грозите, мои детки? Как сидите, мои детки? Как вы спали, мои детки?

Сначала повторить игру по старому правилу (молча, с пока­зом только жестов). После этого учитель предлагает сделать игру более радостной, т.е. озвучить - выход на хоровые громкие отве­ты. Дети повторяют игру заново. Выбирают вариант, который им нравится.

Уточнение утреннего режима детей

- А чем вы еще занимались дома? Работа в группах с картинками. Слышен плач. Внесение игрушки.

- Малыш получил задание: составить по порядку режим дня вот по этим картинкам. Но он перепутал все картинки. И Карлсон не прилетает. Что же делать? Может вы поможете? Дети в группах раскладывают картинки по порядку.

Проверка работы

а) выбрать отвечающего (жестами);

б) показать отвечающего (по звонку);

в) выставление картинок на доске (спрашивать поочередно де­тей из разных групп, называя только имя группы). Малыш благода­рит ребят, читает им стихотворение и убегает.

Буду рано я вставать.

Сразу по порядку

Делаю зарядку.

Чищу зубы, мою уши,

Пять минут стою под душем.

Дождик хлещет по спине,

Очень нравится он мне.

64

Уточнение представления о школьнике

- Как вы думаете, ребята, Малыш - школьник или дошколь­ник? (установить, что это непонятно). Как можно отличить школьни­ка от дошкольника? Очень хорошо разбираетесь! Молодцы! Хотите узнать о других делах школьника?

Знакомство с лентой времени

- Посмотрите на доску и скажите, что это такое? (смотри при­ложение).

Учитель помогает детям осознать, что это лента времени.

- Как вы догадались, что здесь показано время? Чье это вре­мя: школьника или дошкольника? Как вы узнали? Почему эта лента разделена на 3 части? Какая часть может быть одинаковой и у школь­ника, и у дошкольника? Какая часть времени принадлежит только школьнику? Почему?

Работа с лентой школьного времени

- Давайте оставим только школьную часть схемы. Учитель убирает с доски крайние части. На доске остается

только одна полоска с картинкой школы.

- Ребята, а что обозначает эта полоска, чем вы занимаетесь в школе? (подвести детей к выводу, что эта схема неправильная, т.к. в школе у детей 3 урока).

Учитель накладывает сверху разделительные полоски - полу­чились 3 слитые части. Вспоминают, что между уроками всегда бывают перемены. Учитель на глазах у детей раздвигает полоски -уроки. В результате на доске появляется схема без звонков (смотри приложение).

- Как мы можем показать, где начинается урок? Учитель расставляет звонки на начало каждого урока.

- А как показать начало перемены?

Таким образом учитель договаривается с детьми, что начало и конец урока будут оповещаться звонком.

Внесение знака «Звонок» или настоящего звонка

Отныне учитель и дети будут пользоваться им.

Упражнение

Дети упражняются начинать и заканчивать урок по звонку. Для этого репетируют несколько раз урок и перемену (физкультминутка).

Составление плана школьного дня (начинать и заканчивать ра­боту по звонку).

65

- А сейчас мы с вами отправимся в волшебную школу. В этой школе ученики сами придумывают уроки и перемены. Каж­дый может построить план такого школьного дня, который ему больше всего нравится. Если кто-то хочет, чтобы день состоял только из уроков, он должен сделать полоски только красного цве­та. Если кто-то хочет, чтобы были только переменки, он должен сделать полоски только синего цвета. Может быть, кто-то захо­чет сделать длинные уроки и короткие перемены - пожалуйста. Кто-то захочет длинные перемены, а уроки короткие - тоже пожа­луйста! Давайте уточним: уроки - красный цвет, перемены - си­ний. Фантазируйте!

Обобщение (по знакам «Поднятая рука»[1] и «Хор»[2])

- Понравилось вам в волшебной школе? [2]; как же мы будем жить в нашей школе? [1]; что важнее в школе: уроки или перемены? [2]; что должно быть длиннее, уроки или перемены? [1]; зачем нуж­ны уроки? [1]; зачем нужны перемены? [1]

Итог урока

- Понравился ли урок? Чему научились? Что новое узнали про школу? Хотите ли завтра снова прийти на урок?

Тема 9. Введение знаков внимания «+», «-»

Задачи: ввести знаки «+» и «-» для демонстрации вниматель­ного слушания, учить использовать их в дальнейшей учебе; учить детей в процессе работы слушать сверстников, обращаться к ним; воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.

Оборудование: знаки «Поднятая рука», «Хор», «Звонок», Зна­ки внимания «+ -», картинка для складывания.

Ход урока

Игра «Школьники - дошкольники»

- Я сейчас буду рассказывать пришедшим гостям, какие у нас в классе дети - настоящие школьники! Только если я ошибусь, вы не мол­чите, возмущайтесь. Как можно возмущаться? Ну, например, топать ногами. Если говорю правильно - хлопаем, неправильно - топаем.

- Мои школьники, когда хотят ответить, поднимают руку. Когда слышат звонок на урок - прячутся под парты. Если слышат слово «хором» - отвечают громко хором. Когда учитель говорит на уроке «Здравствуйте» - отвечают громко: «Здравствуйте». Мои ученики

66

знают, что в школе важнее всего перемены. Они на уроке стараются громче шуметь.

Упражнение в применении знаков №1 и №2. Загадки

- Давайте проверим, кто говорил правду: я или вы. Я сейчас буду вас испытывать. Что это значит? (Выйти на сказочную анало­гию и на тройной повтор).

- Проверим, как вы умеете работать по знакам №1 и №2. Сорок одежек и все без застежек. №2 (кочан капусты). Висит

сито, не руками свито. №1 (паутина). Маленький, удаленький сквозь землю прошел - красную шапку нашел. №2 (гриб-подосиновик). У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя. №1 (рука, пальцы). Два брата живут через дорогу, а друг друга не видят. №1 (глаза). Молодцы! Справились с первым испытанием! За это вам награда -новая игра.

Игра «Пчелы»

- Кто видел пчелок? Чем они занимаются? А пчелки все одина­ковые или нет? (пчелы, трутни).

- Вы сейчас будете пчелками. Вы уже знаете, что пчелки уме­ют действовать по звонку - дедушка Дианы собирает пчелок на ветку звоночком. Пчелки, слушайте меня внимательно: я буду вас охранять. Когда все будет в порядке, я дам 1 звонок - вы можете спокойно собирать с цветочков сладкий нектар, если вдруг я заме­чу что-то подозрительное - дам 2 звонка, вы собирайтесь вместе, если прилетят трутни, я дам 3 звонка - вы должны замолчать, пе­рестать жужжать.

- Замечательно! А вы, наверное, и не поняли, что это было ваше второе испытание. Я проверяла, как вы умеете слушать школьный звонок. За это вам тоже полагается награда -игра.

Игра ««Да» и «нет» не говорите, черного и белого не бе­рите». Создание проблемной ситуации

- Я буду задавать вам любые вопросы. В ваших ответах не должно быть слов «да», «нет», «черное», «белое».

- Ты сейчас спишь? Коровы умеют летать? Доктор стрижет детей? Какое ты любишь мороженое, черное или белое? Какие у нас шторы? (Вопросы должны быть посмешнее, чтобы спровоцировать шумную реакцию детей на ответы).

- Понравилось вам играть? А как вы думаете, почему некото­рые дети не хотели отвечать на вопросы? (выйти на проблемы: не уверены в ответах, не нравится, когда над ними смеются). А ведь в

67

школе, ребята, придется отвечать на много вопросов. Как можно помочь детям, которые стесняются или боятся ошибиться?

Принятие нового правила

- Вчера я была в соседнем классе и познакомилась с девоч­кой Олей. Она не разговаривает на уроках, слушает учителя, дела­ет все, что он говорит, помогает одноклассникам. Оля помогает им, не разговаривая. Для этого она изобрела свой способ подсказ­ки. Мне он очень понравился. Хотите, я с вами поделюсь им и если он вам понравится, мы будем его использовать в своем классе. Если кто-то из учеников отвечает хорошо, правильно, Оля показы­вает знак «+». Если ученик отвечает плохо, говорит не то, что надо, Оля показывает знак «-». Этот знак помогает ученику быстро ис­править свою ошибку. Давайте мы тоже попробуем применить эти знаки.

Упражнение в применении знака

- Вот Буратино прислал нам сочинение и попросил его прове­рить. Я буду читать по предложению и если оно правильно - вы будете поднимать знак «+». Если Буратино ошибся, то показываем знак «-» .

«Однажды ночью я шел по лесу (+).Ярко светило солнце (-). А что могло светить ночью?(Луна). На елях висели бананы (-). Что могло висеть на елях? (Шишки).

Вдруг я увидел, как по ели с ветки на ветку прыгали веселые крокодилы (-). А кто может прыгать с ветки на ветку? (Белки). Они несли в свое дупло еловые шишки (+). Шишки были небольшого раз­мера (+). Но вдруг белочка выпустила шишку из лапок (+). И она полетела на небо (-). А куда она могла улететь? (На землю). Шишка попала мне прямо в ногу и от этого на лбу у меня появился большой синяк (-). Куда попала шишка Буратино ? (В лоб). После этого я перестал ходить по ночам в лес».

- Молодцы! За эту работу вы заслужили настоящие ордена! Я их вручу вам в конце урока.

Итог урока

- Кто поможет мне сосчитать, сколько было испытаний? (Дети называют моменты урока, учитель уточняет, в чем он испытывал детей, справились ли ребята, как им это удалось?). Какой вывод мож­но сделать про вас, мои дети: на кого вы становитесь больше похо­жими - на школьников или на дошкольников? Тогда вас ждет после­дняя награда за весь урок.

68

Составление картинки

- Кто любит собирать разрезанные картинки? Значит, я угада­ла ваше желание. Только есть одна проблема. У меня картинок только 5. Кому их дать? (на группы). Одно условие - участвовать в собира­нии картинки должны все дети. Придумайте, как вы это будете де­лать. (Учитель выдает картинки только тем группам, которые дого­ворились работать сообща. Главное, услышать сообщение первой группы - остальные подхватят идею).