Типы уроков
Тип урока — понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
В дидактике наиболее разработанными являются следующие классификации:
по месту урока в системе уроков по учебной теме;
по признаку основной дидактической цели;
по способу проведения урока.
На разных уроках ставится разная дидактическая цель и дидактические задачи не могут иметь одинаковые объем и значение, поэтому различают:
урок обычный, на котором решается лишь одна дидактическая задача (изучение нового материала, или закрепление изученного, или контроль);
урок комбинированный (смешанный), где последовательно решаются несколько дидактических задач;
урок синтетический, на котором решаются одновременно несколько дидактических задач.
В практике обучения наиболее часто проводятся комбинированные уроки. Структура такого урока включает:
Организационный момент.
Проверку знаний и умений учащихся.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного. Выделяют четыре основных типа уроков:
урок по ознакомлению с новым материалом;
урок по закреплению изученного материала;
урок проверки знаний, умений и навыков;
урок по систематизации и обобщению изученного материала.
В практике обучения часто говорят как о самостоятельных видах об уроках-лекциях, уроках самостоятельной работы учащихся, уроках общественного смотра знаний и др.
При рассмотрении этих уроков с точки зрения их основной дидактической цели можно увидеть, что все они являются лишь разновидностями одного из четырех указанных выше основных типов. Урок-лекция — это урок по ознакомлению с новым материалом, а урок общественного смотра знаний - урок проверки знаний, умений и навыков и т.д.
Кроме рассмотренной классификации получила распространение классификация по способам проведения уроков (урок повторения, урок-беседа, урок — контрольная работа, комбинированный урок и т.д.).
Кроме того, в практике обучения учащихся математике встречаются специальные уроки: урок в компьютерном классе, урок по измерениям на местности, урок вычислений на счетных приборах, киноурок и другие.
Характеризуя какой либо конкретный урок, часто исходят из двух классификаций - по основной его дидактической цели и по способам проведения. Например, в самом названии урок-лекция усматриваются и его основная дидактическая цель, и способ его проведения.
Ни одна из классификаций не может всесторонне и исчерпывающе охарактеризовать урок. В качестве совета начинающему учителю можно рекомендовать как можно чаще посещать уроки опытных учителей, анализировать их опыт работы и практиковать наиболее рациональные приемы в своей деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
Урок заранее продумывается учителем во всех деталях и нюансах: распределение всей работы на уроке во времени и распределение этой работы между исполнителями — учителем и учащимися, различными категориями учащихся; содержание и размещение записей на классной доске и в тетрадях учащихся. До урока должны быть отобраны (изготовлены) необходимые технические средства обучения, проверена их готовность к использованию.
Современный урок отличают: целенаправленность, наличие основной дидактической цели, подчинение всех элементов урока (частных учебных задач) одной цели; рациональное построение содержания урока; оптимальный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке математики, обеспечивающих активное учение школьников; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.
Реализация перечисленных требований обеспечивает организационную четкость урока. Такая организация урока достигается, когда учитель свободно владеет материалом урока, учебным предметом в целом, не тратит времени на размышления и припоминания на уроке при изложении материала, а также знает методику каждого очередного вопроса, весь арсенал вариантов, приемов и средств его изучения; знает индивидуальные особенности учащихся класса, предвидит их возможные затруднения и пути их преодоления, располагает материалом для «загрузки» более сильных учащихся.
К современному уроку математики предъявляются требования: • отбор главного, существенно значимого материала;
научность и достоверность изучаемых фактов;
мотивация и дифференцированность;
соответствие педагогического замысла задачам урока;
соответствие типа урока средствам и замыслам;
познавательная активность учащихся;
полноценность содержания;
воспитание интереса к предмету математика;
единство деятельности учителя и учащихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Для подготовки урока учителю необходимо иметь хорошие теоретические знания по методике, подготовке и планированию урока.
Система планирования урока включает:
Годовое или полугодовое планирование.
Тематическое планирование.
Поурочное планирование.
Эффективность учебно-воспитательного процесса — отношение результата обучения к его затратам. Эффективность урока зависит от многих причин: региональных возможностей обучения математике и др.
Урок должен быть нацелен на высокие конечные результаты, на повышение качества и эффективности обучения.
Подготовка учителя к урокам состоит из двух этапов:
Изучение педагогической, методической литературы, анализ учебных программ, передового педагогического опыта.
Конструирование содержания учебного материала, планирование занятий и создание дидактических условий.
При подготовке к современному уроку целесообразно придерживаться последовательности:
Сформулировать цель урока.
Подготовить содержание учебного материала.
Определить дидактические задачи урока.
Выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения.
Составить план урока.
Проанализировать использование дидактических средств.
В подготовке учителя к уроку центральное место занимает тематическое планирование. Возможная форма тематического планирования урока представлена в таблице 3.
При подготовке учителя к конкретному уроку возможно использование следующей формы конспекта урока (табл. 4):
АНАЛИЗ УРОКА. ЕГО РОЛЬ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Анализ урока — разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим: для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания и внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы; как средство контроля и обучения учителя в работе; для методической подготовки студентов; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.
Анализ урока включает следующие положения:
Школа, класс, предмет, фамилия учителя.
Тема, образовательно-воспитательные задачи урока, последовательность изложения, средства обучения, организация обучения.
Организационное начало урока.
Организационная структура урока.
Анализ содержания учебного материала урока.
Общепедагогические и дидактические требования к уроку и их выполнение.
7. Деятельность учителя. 8 Деятельность учащихся.
9. Общая оценка урока. Выводы.
Существуют следующие виды анализа уроков: комплексный, структурный, краткий, аспектный, самоанализ.
Комплексный анализ — это всесторонний анализ, позволяющий рассматривать в единстве и взаимосвязи основные характеристики урока — цели, содержание обучения, средства и методы обучения, организацию деятельности на уроке и основные структурные элементы урока.
Структурный анализ представляет собой анализ урока с позиции построения его структуры, обоснованности и необходимости выбора определенного этапа урока в целях реализации основной цели урока. Анализируется каждый этап урока, рассматриваются его полезность и значимость в общей структуре учебного занятий.
Краткий анализ — анализ работы всех компонентов урока на реализацию основной цели урока, соответствие формы, средств, содержания урока, цели урока.
Аспектный анализ — глубокое рассмотрение урока по одному направлению, основанию, аспекту. Аспекты анализа бывают разнообразными. Укажем некоторые из них:
— реализация цели урока (образовательная, воспитывающая, развивающая); научный уровень математического содержания урока.;
анализ общей структуры урока;
методы обучения на уроке;
формирование учебных умений и навыков учащихся;
эмоциональность подачи учебного материала;
соответствие учебного материала содержанию и требованиям программы и др.
Можно выделить также психологический, этический, гигиенический и другие аспекты урока.
Самоанализ — расчленение и разбор урока учителем в целях построения целостной системы обучения и достижения оптимального результата обучения в оптимальных условиях.
Проводя самоанализ урока, каждый учитель должен ответить на следующие вопросы:
Характеристика урока, его место в разделе учебного курса.
Каков тип урока?
Какие цели, задачи решались на уроке?
Мотивы выбора структуры урока.
Как распределялось время на уроке?
Базовое содержание учебного материала.
Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока?
Почему выбраны именно эти методы обучения?
Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся?
В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний?
Какие средства обучения использовались?
За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся?
Реализованы ли все поставленные задачи на уроке?
Какова интенсивность и эффективность урока?
Умение анализировать уроки является важной составляющей методической подготовки учителя математики. В учебной литературе, дидактике, методике обучения математике содержится немало различных вариантов анализа урока.
Любой вид анализа урока должен быть тесно связан с анализом его математического содержания.
Приведем еще одну схему анализа урока:
- 1.Предмет методика преподавания математики
- Математика как наука
- Предмет методики преподавания математики
- Противоречия процесса обучения математике
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 2. Цели и содержание обучения математике
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 3. Принципы и методы обучения математике
- Проблемное обучение
- Аксиоматический метод
- Вопросы для самопроверки
- 4. Формы мышления в процессе обучения математике
- Определение понятия. Виды определений
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 5. Формы обучения математике
- Типы уроков
- Организация урока:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 6. Задачи как средство обучения математике
- Классификация задач
- 7. Деятельность учителя математики
- 8. Дифференцированное обучение математике
- 9. Прикладная и практическая направленность обучения математике
- 10. Формирование алгоритмической культуры учащихся
- 11. Контроль знаний по математике
- 13. Технология обучения
- 1. Учебные пособия средней школы
- 2. Использованная литература
- 12. Систематизация