Тема: «Цепи питания животного мира лесной зоны»
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
I. Организационный момент.
| Мотивация и включение в учебную деятельность на содержательном уровне: 1)Вы любите разгадывать ребусы, головоломки, тогда расшифруйте слова: WSЯYZQCDIFEGVHWQЬZ РОБРОЕРОЛРОКРОАРО КИНРОЕШ Предлагает обобщить группу слов по определенному признаку: 2) К какой тематической группе относятся слова? | Акцентируют внимание на задании, предложенном учителем.
Предлагают различные варианты ответов. Правильный вариант: ясень, белка, орешник, крот.
Обобщают полученные слова по тематическому признаку: - Это представители лесной зоны. |
II. Актуализация знаний. | Предлагает задания по актуализации знаний, необходимых для дальнейшей работы: - А хотите проверить насколько хорошо вы ориентируетесь в лесу? Для этого предлагаю провести блиц-турнир, согласны? 1) – Блиц – турнир «Я знаю лес» - Какой лес мы называем тайгой? - Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки). - Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка) - Это животное умеет не только прыгать, но и летать? (белка-летяга). - Плодами какого дерева являются желуди? (дуб) - У какого животного пять черных полос на спине? (бурундук) - Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа) | Повторяют ранее изученный материал.
- Дети предлагают свои варианты ответов на вопросы блиц-турнира.
|
III. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию. | Обобщает имеющиеся знания и предлагает задание, содержащее проблемную ситуацию: - Каждая природная зона имеет свои характерные и часто неповторимые условия среды. Особая растительность, формирующаяся здесь, обеспечивает специфические ресурсы для местного животного мира. Кроме того, и сам животный мир здесь своеобразен, и виды животных за долгую жизнь хорошо приспособились друг к другу. Проблемная ситуация: «Люди нередко меняются квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные?» - обсудите в парах. | Обобщают имеющиеся знания по предложенной теме, формулируют проблему
Обсуждают в парах ситуацию, предложенную учителем, выдвигают свои версии |
IV. Анализ проблемной ситуации. | Предлагает: -проанализировать проблемную ситуацию; - распределиться по группам, - определить какими знаниями можно воспользоваться
| - Распределяются по группам. - Составляют план деятельности, определяют, какие знания необходимы для аргументированного ответа на вопрос учителя: - выяснить и выявить признаки жизнедеятельности, место в природе, значение определенных животных (белки и крота). |
V. Поиск решения проблемы | Предлагает дополнительные источники информации (энциклопедии о животных) Организует работу в группах . Предлагает задание: найти в энциклопедической литературе материал, объясняющий причины, по которым белка живет в дупле, а крот – под землей. | Работают в группах с энциклопедической литературой. Составляют характеристики животных, сравнивают характерные признаки, условия жизнедеятельности, обитания, особенности питания, значение в природе.
|
VI. Решение проблемы. | Учитель предлагает сопоставить полученные характеристики белки и крота, выделяя признаки, не позволяющие им поменяться «квартирами». Обобщает ответы детей: - Мы увидели разнообразие лесных условий, связанное с ярусностью леса, и выяснили, что каждый ярус снабжает свое население вполне определенной продукцией и, соответственно, имеет вполне определенных потребителей. Там живут свои растительноядные животные и свои хищники. Среди лесных животных имеются такие, которые обитают в нескольких ярусах, а есть приспособленные только к одному определенному. Каждое животное выполняет свою «работу» - поедает строго определенную пишу, служит кормом определенным связано с другими животными общим кормом или местом гнездования. Нет в лесу пустынных или степных животных, сообщество там вполне специфическое, то есть лес – особая и вполне своеобразная экосистема. | Обсуждают полученные результаты. Осуществляют отбор гипотез. Предлагают решение проблемы. Готовят выступающего от группы. Делают вывод: - Крот и белка не могут поменяться жилищем, так как проживают в разных ярусах леса, от ярусности зависят особенности строения животных, проживания, питания.
|
VII. Первичное закрепление усвоенных знаний. | Предлагает задания по отработке полученных знаний: -Рассмотрите фотографии и коллекции животных и гербарии растений нашего края. - Запишите цепи питания и объедините в пищевую цепь. - Обсуждение и оценка результатов работы групп. | Работают в группах по заданию учителя, составляют пищевые цепи: 1) Шишка – белка – куница. 2)Дождевой червь– крот- волк. 3) Заяц – крот – волк. - Представляют полученные результаты всему классу, доказывают правильность выполнения задания. |
VIII. Рефлексия. | Предлагает учащимся написать мини сочинение об этом уроке, используя методику незаконченных предложений. Домашнее задание: попробовать самостоятельно составить пищевые цепи и затем доказать правильность выполнения задания. | Записывают мини сочинение, используя начало предложений.
Я узнал… Я сумел… Я удивился… Мне хотелось бы… |
- Введение
- Сущность понятия педагогическая технология
- Классификация педагогических технологий
- Особенности технологий личностно-ориентированного обучения
- Модель личностно-ориентрованого обучения
- Технология использования типовой схемы учебного занятия
- Структурные элементы учебного занятия
- Технология проектного обучения
- Технология педагогических мастерских
- Система действий учителя и учащихся на различных этапах
- Технология развивающего обучения (система д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова)
- Система действий учителя и учащихся при решении учебной задачи
- Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Технология развивающего обучения (система л.В. Занкова)
- Приемы создания проблемной ситуации:
- Проблемный урок
- Тема: «Приемы письменных вычислений с переходом через разряд»
- Проблемный урок.
- Тема: «Цепи питания животного мира лесной зоны»
- Проблемный урок.
- Тема: «Одинаково ли пишутся ударные и безударные падежные окончания имен существительных в одинаковых падежах.
- Проблемный урок
- Тема: «Согласные парные и непарные»
- Проблемный урок
- Тема: «Умножение суммы на число»
- Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)
- Педагогическая мастерская
- Тема: в.А. Осеева «Синие листья»
- Педагогическая мастерская
- Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы Тема проекта «Мое растение»
- Тема проекта: «Леса России»
- Тема проекта: «Весна на подоконнике»
- Тема проекта: «Очень умелые ручки (изготовление игольницы)»
- Тема 1. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе (6 часов)
- Тема 2. Современные образовательные технологии(6 часов)
- Тема 3. Особенности технологий личностно-ориентированного обучения (6 часов)
- Тема 4. Учебное занятие в условиях реализации личностно-ориентированного обучения (4 часа)
- Тема 5. Особенности технологии проблемного обучения (10 часов)
- Тема 6. Основы технологии проектного обучения (10 часов)
- Тема 7. Особенности технологии педагогических мастерских(10 часов)
- Тема 8. Основы развивающего обучения (18 часов)
- 9. Выполнение квалификационной работы ( 6 часов)
- Учебно-тематический план проблемных курсов «современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов»