3.2. Письменный контроль
Письменный опрос представлен достаточным разнообразием форм, среди которых наиболее распространены:
1. письменное изложение результатов практической работы или экскурсии,
2. письменный ответ по индивидуальной карточке-заданию,
3. письменные тесты,
4. письменный зачет,
5. письменная олимпиада,
6. терминологический диктант,
7. реферат.
Очень перспективный и педагогически важный прием проверки – тесты. Тест – это инструмент, который состоит из инструкции по его выполнению, системы тестовых заданий, соответствующих эталонов их выполнения и схемы для обработки и анализа результатов. Преимущества тестов достаточно велики. Во-первых, это более качественный и более эффективный способ оценивания, т.к. здесь используются стандартные процедуры проведения и контроля показателей качества по каждому из предложенных учащимся заданий. Во-вторых, тесты дают возможность оперативной коррекции знаний и умений учащихся по каждому элементу содержания обучения: ключевым понятиям, фактам, правилам, законам и т.п. При этом можно сравнивать сегодняшние и прежние успехи учеников, обученность различных групп учащихся. В-третьих, с помощью тестов за сравнительно небольшой промежуток времени можно охватить проверкой большой материал: темы, полугодия, учебного года. И, наконец, в тестах заключен большой интервал оценивания, т.е. он хорошо согласуется с поуровневым оцениванием по 10-балльной системе оценки учебных достижений учащихся. Это возможно за счет включения в тест как репродуктивных, так и эвристических заданий.
В тестах могут быть представлены задачи и задания различных уровней сложности, от простых до очень сложных, среди которых задания: с выбором ответа; бинарные (да или нет); на заполнение пропусков; со свободно конструируемым ответом (являются наиболее трудными для учащихся) и др. Время работы с тестом ограничено, но достаточно для выполнения всех или большей части заданий.
Существуют различные способы предъявления тестов учащимся:
1. На печатной основе. На отдельных листах или в брошюре помещены тестовые задания, по каждому из которых учащиеся фиксируют свои ответы непосредственно в тех материалах, с которыми они работают.
2. С помощью компьютера. Здесь на каждый монитор в произвольной последовательности выдаются тестовые задания, но так, что в отведенное время каждый учащийся может получить их полный комплект.
3. Вербально. Учитель диктует вопросы или задания (продлить начатую им фразу, записать формулу, вычислить, изобразить графически и т.п.), а учащиеся фиксируют свои ответы в тетради или на отдельном бланке.
4. На классной доске или в проекции на экран. Ответы учащиеся фиксируют на отдельном бланке или в тетради.
Каждый из выше перечисленных способов предъявления тестов имеет свои достоинства и недостатки. Например, два последних способа являются наиболее дешевыми, но менее удобными для восприятия учащимися. Вербальный тестовый контроль не учитывает различия в темпе познавательной деятельности у различных учащихся. Тест на печатной основе удобен для школьников, но требует затрат средств на бумагу и тиражирование материалов. Тестирование с использованием компьютера позволяет использовать интерактивный режим работы, а также дает возможности для предварительной тренировки учащихся, просмотра ошибок и коррекции пробелов в знаниях и умениях.
К недостаткам письменных форм контроля относятся: ограниченные возможности в выявлении общеучебных умений и навыков и дифференциации заданий, а также нерациональная организация труда педагога при проверке результатов контроля, требующей дополнительных затрат времени. Кроме того, не происходит развития устной речи учеников. Однако по сравнению с устными формами письменный контроль представляет больше возможностей рациональной организации времени на уроке, позволяет более объективно оценивать учащихся, которые «теряются» при устном контроле, волнуются при ответе, и развивает навыки письменной речи.
- М. Л. Минец, в. В. Гричик
- 1 Февраля 2008 г., протокол № 7
- Введение
- Оценка и отметка в школе. Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков
- Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
- Обобщенные критерии и показатели учебных достижений учащихся по биологии
- 2. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся и технология их оценивания
- Критерии оценки ответа учащихся на уроках биологии
- Оценивание описательного ответа ученика
- Оценка описательного ответа
- 3.1. Устный контроль
- 3.2. Письменный контроль
- 3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий
- Обоснование гигиенических правил
- Оценка умений отвечать на вопросы, выполнять задания, решать задачи
- Некоторые виды заданий на применение знаний в знакомой ситуации
- 4. Лабораторно-практический контроль и технология его оценивания
- Структура лабораторных и практических работ
- Оценка степени сформированности навыков исследования природы
- 5. Творческие, исследовательские, поисковые биологические задания, вопросы и задачи
- 6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля
- Тест на определение уровня обученности учащихся по данной теме
- Оценивание ответов тестового контроля учащихся
- Приложения
- Примеры заданий для текущего контроля по биологии
- 1.Узнавание (1-2 балла)
- 2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)
- 3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)
- 4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)
- Примерные инструкции к лабораторным работам Лабораторная работа «Строение и расположение почек на стебле»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
- 6 Баллов
- Примеры биологических вопросов творческого характера
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического контроля по теме: «класс насекомые» Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического тестового контроля
- Литература Основная
- Дополнительная
- Содержание