logo search
уроки матем

Примерное содержание комбинированного урока

Что необходимо учесть студенту при подборе содержания каждого этапа урока?

1 этап: Организационный этап./1-2 минуты/

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие. Сообщение цели урока. Мотивация учащихся.

2 этап: Актуализация знаний и умений, необходимых для сознательного усвоения новых математических знаний. /5 - 10 мин./

  1. Содержание упражнений должно актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала.

  2. Необходимо продумать целесообразность каждого упражнения.

  3. Упражнения и задания могут быть как устной формы, так и письменной.

  4. Требовать от учащихся объяснения любого ответа: «Как ты вычислял?», «Почему ты так считаешь?», «Докажи...».

  5. Учитель должен быть готов проанализировать, суметь исправить и объяснить любую ошибку ученика.

3 этап: Изучение нового материала. /10 -15 мин./

  1. Объем изученного материала должен соответствовать программным требованиям.

  2. Новый материал необходимо дать до 20-ой минуты урока, учитывая общие тенденции в восприятии и усвоении учебного материала учащимися:

-с 1 по 4 минуту урока учащиеся способны усвоить максимально около 60% получаемой информации,

-с 5 по 23 минуту – около 80% информации.

-с 24 по 34 минуту – около 45-50%,

-с 35 по 45 минуту идет спад восприятия до 6%.

  1. Если новый материал не сложен для понимания, то при его введении необходимо больше использовать частично-поисковый метод, элементы проблемного обучения.

  2. Необходимо продумать, как новый материал будет записан, оформлен в тетради.

  3. При введении нового материала необходимо использовать различные средства обучения.

4 этап: Первичное закрепление нового материала. /5 - 10 мин./

  1. Упражнения должны быть разнообразными по форме и содержанию, логически связаны между собой.

  2. Методы организации деятельности учащихся должны позволить опросить как можно больше учащихся, спланировать как фронтальную, так и индивидуальную работу с учащимися.

  3. Уровень сложности заданий должен возрастать.

  4. После каждого задания, упражнения учащиеся должны делать вывод, повторять новое правило или алгоритм, которым они воспользовались.

  5. Следует использовать не только традиционные упражнения, но и задания развивающего характера, в том числе с использованием числовых данных из «Книги рекордов Гиннеса», краеведческих материалов, задач Г. Остера и т. д.

  6. Включить в урок проблемные вопросы и ситуации, различные приемы активизации учащихся.

  7. К каждому упражнению продумать, составить несколько заданий. Лучше меньше упражнений, но больше вопросов, заданий, вызовов по нему.

  8. Продумать объем письма в тетради и на доске.

5 этап: Закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного /5-10 мин./

  1. Необходимо в содержание урока включить материал для повторения и закрепления изученного ранее.

  2. Упражнения носят в большей степени контролирующую функция.

  3. Учитель должен продумать систему контроля знаний, умений и навыков, предложить индивидуальные и дифференцированные задания.

6 этап: Итог урока. Задание на дом. /3 - 5 мин./

  1. Задание на дом должно быть разнообразно: найти упражнения в учебнике, прочитать задания, дать инструкции по его выполнению.

  2. В итоге урока обязательно должно прозвучать новое правило или алгоритм вычислений.

  3. Учитель должен дать характеристику работы учащихся, оценить их.

В целом при разработке содержания урока необходимо учесть проблему чередования и смены видов деятельности. Известно, что при интеллектуальной деятельности человека имеют место так называемые «кризисы внимания». В начале интеллектуальной деятельности они следуют друг за другом через 14-18 минут; когда человек немного устает (второй кризис внимания) – через 11-14 минут; третий – через 9-11 минут; четвертый и все последующие – через 5-6 минут. Поэтому в ходе урока необходимы повторы, неоднократное акцентирование внимания на самом существенном.