3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий
Поскольку в 10-балльной системе оцениваются не сами знания, а умения их использовать, поэтому при выполнении биологических заданий и при ответе на вопросы ученику чаще всего приходится выполнять следующие операции:
– распознавать биологические объекты на рисунках и таблицах;
– давать характеристику биологического объекта или явления;
– сравнивать биологические объекты или явления, процессы;
– воспроизводить и пояснять основные положения теорий, законов;
– описывать морфологию;
– решать генетические, экологические, молекулярно-биологические задачи и др;
– давать характеристику особенностей строения и функционирования организмов в связи со средой обитания;
– осуществлять историческую реконструкцию условий, процессов, имевших место при тех или иных эволюционных явлениях;
–устанавливать логическую связь: строение – свойства – функции.
Эти учебные действия лежат в основе формирования биологических умений учащихся и являются главным показателем для оценивания глубины освоения учеником биологической информации. Учитель предлагает учащимся вопросы и задания на отработку перечисленных выше биологических умений, а затем определяет глубину усвоения биологического материала. Важно, чтобы на каждом уроке у учителя в запасе были вопросы и задания всех уровней.
Учебную деятельность учащихся при развитии биологических умений можно организовать, предлагая им следующие алгоритмы.
Обосновать, например, правила гигиены зрения, – это значит:
– знать основные правила гигиены зрения (прочитай, повтори, сформулируй на основании текста учебника);
– знать структуру органа зрения (изучи, повтори, вспомни);
– объяснить каждое правило на основе особенностей строения органа зрения, заполнить таблицу 5:
Таблица 5
- М. Л. Минец, в. В. Гричик
- 1 Февраля 2008 г., протокол № 7
- Введение
- Оценка и отметка в школе. Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков
- Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
- Обобщенные критерии и показатели учебных достижений учащихся по биологии
- 2. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся и технология их оценивания
- Критерии оценки ответа учащихся на уроках биологии
- Оценивание описательного ответа ученика
- Оценка описательного ответа
- 3.1. Устный контроль
- 3.2. Письменный контроль
- 3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий
- Обоснование гигиенических правил
- Оценка умений отвечать на вопросы, выполнять задания, решать задачи
- Некоторые виды заданий на применение знаний в знакомой ситуации
- 4. Лабораторно-практический контроль и технология его оценивания
- Структура лабораторных и практических работ
- Оценка степени сформированности навыков исследования природы
- 5. Творческие, исследовательские, поисковые биологические задания, вопросы и задачи
- 6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля
- Тест на определение уровня обученности учащихся по данной теме
- Оценивание ответов тестового контроля учащихся
- Приложения
- Примеры заданий для текущего контроля по биологии
- 1.Узнавание (1-2 балла)
- 2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)
- 3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)
- 4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)
- Примерные инструкции к лабораторным работам Лабораторная работа «Строение и расположение почек на стебле»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
- 6 Баллов
- Примеры биологических вопросов творческого характера
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического контроля по теме: «класс насекомые» Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического тестового контроля
- Литература Основная
- Дополнительная
- Содержание