logo search
85

Тема 2. Умение договариваться

Задачи: помочь детям освоить новую школьную норму обще­ния - молчаливый выбор отвечающего в группе; уточнить возмож­ности человеческого общения; продолжить знакомство детей в груп­пах и в классе.

Оборудование: знак «Поднятая рука», ордена за хорошую ра­боту, мяч.

Ход урока

Уточнение знаний детей о значении жестов

- Сегодня я шла по улице и наблюдала такую картину: мужчина стоял на тротуаре и махал рукой проезжающим мимо машинам. Как вы думаете, зачем он это делал? Откуда ты, Саша, об этом знаешь?

- Когда я подходила к нашему детскому саду, то обратила вни­мание, что мама грозила своей дочке пальчиком. Что это значит, ребята? Может, вы сможете показать, как она это делала? Значит, можно общаться людям между собой не только словами, но и жес­тами?

Игра «Жесты»

Учитель предлагает детям изобразить жестами: позвать кого-либо к себе, попрощаться, поздороваться, помириться. Учитель пред­лагает детям загадать свой жест, а остальным - отгадать его.

Проблемный вопрос

- Ребята, а как вы думаете, нужны ли в школе жесты? (Скорее всего, мнения детей разойдутся; учитель не должен убеждать ребят ни в чем). Давайте мы с вами вернемся к этому вопросу чуть позже.

Формирование нового умения

Создание проблемной ситуации

- Вчера мы с вами чуточку подружились. Что мы для этого сде­лали? Посмотрите на детей, сидящих с вами за одним столом. Кто может назвать их всех по именам? (учитель обращает внимание на тех ребят, кто поднял руку для ответа: какое школьное правило помнит

52

Саша, Маша и т.д.?). Как же мне быть, так много детей подняло руку, что я не знаю, кого спросить. Давайте сделаем так: вы сейчас в груп­пах договоритесь, кто будет отвечать и скажете мне.( Дети пытаются договориться. В результате - шум, а возможно и ссоры).

Демонстрация нового стиля взаимодействия

Учитель вместе с 1-2 родителями или другими помощниками разыгрывают ситуацию - договариваются жестами (молча показы­вают рукой на того, кто будет отвечать).

- Как вы думаете, дети, нам удалось договориться? Как мы договаривались ?

Упражнение детей в применении нового жеста

- Попробуйте вы договориться с помощью жестов. (Дети вы­бирают того, кто будет отвечать. Учитель хвалит группы, которым это удалось).

- Встаньте те, кто будет отвечать в каждой группе.

Обобщение

- Так нужны ли в школе жесты? Для чего? (Упражнение в при­менении нового жеста для взаимодействия в группах).

- А теперь давайте послушаем, как ребята запомнили имена своих одноклассников. (Группе, справившейся с заданием, можно выдать орден).

Игра с мячом «Знакомство»

Эта игра уже не только служит для знакомства, но и учит при­нимать коллективное решение. Участники встают в круг. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч любому другому игро­ку, отчетливо называя свое имя. Получивший мяч бросает его сле­дующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу. Можно бро­сать мяч в том же порядке, только называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание, что не все ученики еще запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке со стороны партнера.

Итог урока

- Понравился ли урок? Что новое узнали? Зачем нам потребо­вался новый школьный жест? Как вы думаете, нужны нам еще ка­кие-нибудь школьные правила? Зачем мы придумываем школьные правила?

53