Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
Одним из условий развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является безотметочное обучение. Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей отметочной системы оценивания, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению мотивации и учебной самостоятельности в обучении [5].
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении [5]
Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
Для оценивания и самооценивания выбираются задания, где существует объективный, однозначный критерий оценивания.
Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и являются предметом договора между учителем и учениками.
Самооценка ученика должна дифференцироваться.
Содержательное самооцениванию неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий.
Право ребенка на сомнение должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения, создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.
Вводятся средства оценивания, позволяющие прослеживать динамику успешности ребенка относительного него самого (графики уменьшения количества ошибок в диктанте, счете и т.п.). Исключается сравнение достижений учащихся между собой.
Правила оценочной безопасности (Г. А. Цукерман, 1996))
1. Не скупиться на похвалу (особенно невербальную).
2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо "Ты сделал ошибки в этом примере" продуктивней сказать: "Давай с тобой найдем в этом примере две ошибки."
3. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.
5. "За двумя зайцами...". Не надо перед первоклассником ставить более одной задачи одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
6. Формула "опять ты НЕ..." - верный способ выращивания НЕудачника.
Вопросы и задания
ЗАДАНИЕ 1.Познакомьтесь с описанием технологии развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и дайте ответы на следующие вопросы:
- В чем, по-вашему, заключается актуальность данной технологии?
- Каковы особенности организации образовательного процесса в рамках данной системы?
ЗАДАНИЕ 2. Познакомьтесь с особенностями оценивания учащихся в данной системе. В чем вы видите положительные и отрицательные стороны безотметочного обучения? Готовы ли вы перейти на безотметочное обучение?
ЗАДАНИЕ 3. Познакомьтесь со статьями Н.Н. Веселовой и Л.В. Латыповой (см. рекомендуемую литературу). На основании анализа данных статей дайте ответ на вопросы:
- В чем заключаются особенности построения уроков в данной системе?
- Направлены ли предложенные задания на формирование учебной деятельности младших школьников? Аргументируйте свой ответ.
- С чем, по-вашему, связана сложность реализации системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в современной педагогической практике?
Рекомендуемая литература:
1.Веселова Н.Н. Построение заданий на развитие у младших школьников учебной деятельности.//Начальная школа: плюс, минус. 2002, № 7.
2.Волкова Г., Чикурова М., От «школы памяти» к «школе мышления» и «школе развития».//Директор школы. 1999, № 2.
3.Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск, 1992.
4.Латыпова Л.В. Три последовательно проведенных урока по системе развивающего обучения Эльконина-Даывдова.// Начальная школа: плюс, минус. 2002, № 7
5.Маланов С.В. Д.Б. Эльконин и психологические закономерности развития и обучения ребенка.// Начальная школа до и после. 2004, № 10.
6.Морозова Н.А. Учебная деятельность как универсальный метод обучения.//Начальная школа: плюс, минус. 20002, № 12
7.Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школе. – М., 2003.
- Введение
- Сущность понятия педагогическая технология
- Классификация педагогических технологий
- Особенности технологий личностно-ориентированного обучения
- Модель личностно-ориентрованого обучения
- Технология использования типовой схемы учебного занятия
- Структурные элементы учебного занятия
- Технология проектного обучения
- Технология педагогических мастерских
- Система действий учителя и учащихся на различных этапах
- Технология развивающего обучения (система д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова)
- Система действий учителя и учащихся при решении учебной задачи
- Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Технология развивающего обучения (система л.В. Занкова)
- Приемы создания проблемной ситуации:
- Проблемный урок
- Тема: «Приемы письменных вычислений с переходом через разряд»
- Проблемный урок.
- Тема: «Цепи питания животного мира лесной зоны»
- Проблемный урок.
- Тема: «Одинаково ли пишутся ударные и безударные падежные окончания имен существительных в одинаковых падежах.
- Проблемный урок
- Тема: «Согласные парные и непарные»
- Проблемный урок
- Тема: «Умножение суммы на число»
- Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)
- Педагогическая мастерская
- Тема: в.А. Осеева «Синие листья»
- Педагогическая мастерская
- Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы Тема проекта «Мое растение»
- Тема проекта: «Леса России»
- Тема проекта: «Весна на подоконнике»
- Тема проекта: «Очень умелые ручки (изготовление игольницы)»
- Тема 1. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе (6 часов)
- Тема 2. Современные образовательные технологии(6 часов)
- Тема 3. Особенности технологий личностно-ориентированного обучения (6 часов)
- Тема 4. Учебное занятие в условиях реализации личностно-ориентированного обучения (4 часа)
- Тема 5. Особенности технологии проблемного обучения (10 часов)
- Тема 6. Основы технологии проектного обучения (10 часов)
- Тема 7. Особенности технологии педагогических мастерских(10 часов)
- Тема 8. Основы развивающего обучения (18 часов)
- 9. Выполнение квалификационной работы ( 6 часов)
- Учебно-тематический план проблемных курсов «современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов»