logo search
29-09-2015_20-40-50 / Реутова методология и методы исследования дать МАгАМ

3.2. Классификация методов научного исследования

Существует ряд определений понятия «метод исследования».  Но прежде обозначим определение понятия «метод».

В философских словарях метод (от греч. methodos — путь, способ познания, исследования, прослеживания) определяется как способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь определенной гипотезой.

К плодотворным результатам в теории и практике может привести только тот метод, который основывается на знании об объекте, о его законах. Поэтому предпосылкой метода является научная теория.

Философия в процессе своего длительного развития выработала всеобщий метод познания и преобразования действительности — материалистическую диалектику, материалистическую парадигму, которая является традиционной методологической основой исследования.

Определений понятия «метод исследования» существует несколько. Но они не противоречат друг другу.

По определению Г.И. Рузавина, метод познания, или метод исследования — эта некоторая специфическая процедура, состоящая из определенных действий или операций, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке.

Некоторые ученые под методами исследования понимают способы решения научно-исследовательских задач; инструмент проникновения в глубину исследовательских объектов.

С методологической точки зрения, второе определение не совсем корректное, в том смысле, что неверно обозначено или вовсе не обозначено родовое понятие по отношению к понятию «метод». А это нарушение одного из правил формальной логики.

Методы исследования классифицируются некоторыми методологами по разным основаниям:

по уровню познания  —  эмпирические и теоретические;

- по точности предположений — детерминистические и стохастические, или вероятностно-статистические;

- по функциям, которые они осуществляют в познании — методы систематизации, объяснения и предсказания;

по конкретным областям исследования — физические, биологические, социальные, педагогические, психологические и т.д.

В самом общем виде методы исследования подразделяются на общенаучные (т.е. они могут быть методами и эмпирического, и теоретического исследования) и специальные, применяемые в конкретной области науки. В любом исследовании применяются и общенаучные, и специальные методы исследования.

Общенаучные методы исследования делятся на три большие группы:

методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, мониторинг);

методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, мысленный эксперимент, формализация, аксиоматический метод или дедуктивно-аксиоматический);

общие методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование и конкретизация, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция, моделирование, аналогия, исторический и логический методы, метод графов).

Анализ, синтез, моделирование и др. методы считались методами только теоретического исследования. Но в последние годы некоторые ученые-методологи пришли к мнению, что эти методы могут обслуживать и эмпирические, и теоретические исследования, но с разной степенью глубины.

Кроме вышеназванных общенаучных методов исследования, в методологии некоторых частных наук выделяются и специальные методы. К ним относятся: беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрический метод, контент-анализ, мониторинг (отслеживание динамики развития определенного, формируемого качества), рейтинг (оценка экспертов).

Такие методы исследования используются в гуманитарных науках.

Некоторые авторы (А.Я. Данилюк, И.П. Подласый и др.) относят к методам исследования изучение (литературы, опыта, личности, документации и т.д.).

С нашей точки зрения, относить изучение к методам исследования — методологическая ошибка. Изучение может быть этапом исследования, познания. Это процесс, сопровождающий все исследования. С изучения литературы, объекта может начаться исследование, к нему можно возвращаться на различных этапах познания для более глубокого осмысления проблемы, то есть оно может быть исходным этапом процесса исследования или сопутствующим. Более того изучение, в свою очередь, предполагает такие методы как наблюдение, фиксация, анализ, сравнение, социометрический метод и т.д.

Ф.А. Кузин называет изучение формой научной работы.

Кстати, необходимо упомянуть о том, что анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и др. называют еще и приемами, и операциями мышления, и познавательными процессами.

В последние десятилетия в гуманитарных науках большую популярность приобрели характерные для естественнонаучных исследований квалиметрические методы (или количественные). В настоящее время активно развивается целое научное направление, ориентированное на количественное описание качества предметов, т.е. квалиметрия. Это область научного знания, изучающая методологию и проблематику разработки системных количественных оценок качества предметов, явлений, процессов.

Педагогика относительно давно пользуется такими методами математики как статистический анализ, факторный и корреляционный анализ.

Качество и количество существуют в единстве. Любое качество выражается в совокупности количественных характеристик. Главная проблема количественного анализа, к примеру, педагогических явлений, состоит в том, чтобы установить процедуры измерения. Такие попытки можно обнаружить в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др. ученых.

Теория измерений позволяет численно выразить характеристики объекта, количественно описать качественные показатели, использовать методы статистического анализа. Все это выводит гуманитарные исследования на новый уровень доказательной строгости, дает им возможность от нечетких и часто субъективных оценок перейти к математически обоснованным выводам.

Различают две группы в использовании количественных методов:

-  первая - для обработки результатов наблюдений и экспериментов;

- вторая - для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации изучаемого процесса (например, учебно-воспитательного).

Методы первой группы хорошо известны и применяются достаточно широко. Особенно популярен среди них статистический метод. Его конкретные методы следующие:

регистрация (выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих студентов и др.);

ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка обучаемых в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);

шкалирование   -  присвоение  баллов  или других  цифровых показателей  исследуемым  характеристикам.

Известны четыре основные градации измерительных шкал:

1)  шкалы наименований (или номинальные шкалы);

2)  шкалы порядка (или ранговые);

3)  интервальные шкалы;

4)  шкалы отношений.

Шкалы наименований - самые «слабые» шкалы. Их единственная математическая характеристика - принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет, например, классификации по различным признакам относятся к этой шкале.

В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается порядок следования, общая иерархия, например, ранжирование типа больше пропусков, меньше пропусков; больше - меньше пятерок и др.

Интервальная шкала и шкала отношений обладают всеми качествами номинальных шкал, но при этом интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между двумя любыми числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета), например, шкалы термометров, вольтметров.

К примеру, в педагогических исследованиях можно использовать следующую упрощенную схему процессов измерения и шкалирования:

1)выявление и качественное описание предмета измерения, т. е характеристик, признаков педагогических объектов и явлений;

2) составление измерителей-тестов, контрольных заданий, критериев;

3)шкалирование — конструирование шкал, которым соответствуют измерители;

4)наблюдение (как часть педагогического эксперимента), определение первичных данных измерения;

5)  математико-статистическая обработка первичных данных;

6)  содержательная интерпретация результатов измерения и обработки.