logo search
гос / Gosy / Государственный экзамен по педагогике

№ 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.

Педагогика – наука, изучающая объективные законы развития человека в обществе, объясняющая его поведение и дающая конкретные рекомендации по использованию этих законов в различных условиях жизни и деятельности человека; наука овоспитаниииобучении, составляющих единый пед процесс;наука об образовании, воспитании и обучении; наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития пед процесса как фактора и средства развития человека; наука об управлении процессом социального развития человека.

Объект пед-ки– явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет пед-ки– образование (обучение, воспитание) как реальный целостный пед процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах. (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Воспитание– целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на формирование и развитие личности.

Образование– единый процесс физического и духовного формирования личности, целенаправленный процесс и результат получения знаний и умений.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование и развитие человека; процесс овладения ЗУНами, формирование мировоззрения и развитие познавательных сил.

Цель педагогики– развить личность через воспитание и обучениемы идем к этому разными путями – это пед процесс, это изучает педагогика.

Противоречия в педагогике:

Задачи науки:

  1. изучение закономерностей воспитания и образования

  2. определение теоретических основ и путей совершенствования содержания и методов воспитания и образования

  3. повышение эффективности работы школы в плане решения проблем развития личности

  4. нахождение путей решения проблемы: школа и накопление духовного потенциала общества

  5. теоретическая разработка критериев эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в школе

  6. изучение, распространение передового пед опыта

  7. научно-теоретически обосновывать разработку новых пед технологий

Функции пед науки:

Логика педагогического процесса

Личность потребностиориентирование в потоке информациивосприятие информации и знанийусвоение на основеинтеграция знаний в убеждениепрактические действия.

Методы научно-педагогического исследования:

Классификация методов:

1. по целям исследования

2. по источникам накопления информации:

3. по способу обработки и анализу данных исследования:

В пределах статистических методов выделяют:

По логике развития исследования:

Определения основных методов (понятия):

Наблюдение:

Виды: 1) открытые, 2) скрытые.

+ естественный характер, простота реализации, доступность.

– необъективный, трудность фиксации

Наблюдение должно быть:

Эксперимент – строго контролируемое пед наблюдение, экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.

Может охватывать группу учеников, класс, школу. Исследования могут быть длительными и краткосрочными в зависимости от темы и цели. Надежность эксперим-х выводов прямо зависит от соблюдении условий эксперимента.

В зависимости от цели эксперимент различают:

Может быть естественным, искусственным, комплексным.

+ объективность

– неестественность, трудоемкость.

Беседа – форма опроса, взаимодействие объектов, установление контакта, доверительной атмосферы.

С помощью вопросов и обсуждения ответов воспитатель подводит школьников к формированию новых понятий, качеств.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников-анкет. Получение надежных данных требует профессиональных знаний для составления анкет.

+ быстрый массовый опрос учеников, автоматизированная обработка собранного материала.

– необъективность полученных результатов.

Моделирование – метод создания и исследования моделей (адекватно отображает предмет исследования и способна защищать его) – изучение модели позволяет получить новую информацию об исследуемом объекте.

+ целостность представления информации

– приходится вводить много допущений, отсюда модель может не иметь общего с моделируемой действительностью.

Изучение продуктов деятельности: анализ продуктов (рисунков, поделок, сочинений, черновиков).