logo search
Самообразовательная деят-ть

Самообразование и самостоятельная работа студентов

  1. Самообразование как познавательная деятельность студентов.

  2. Самостоятельность.

  3. Самостоятельная работа студентов в вузе.

Самообразование - особым образом организованное приобретение знаний и умений, основанное на систематической самостоятельной работе. Это непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствования методов познания на основе сформированной у человека потребности в знаниях. Здесь важна мотивация: потребность в самообразовании (внутренняя потребность), цель, интерес, склонность, убеждённость в необходимости самообразования.

Мотивы самообразования:

- стихийные, неустойчивые (любознательность, интерес к предмету, ко всему окружающему);

- познавательные (рост самообразования);

- социально - значимые (связанные с реализацией идеалов и жизненных планов, призвания).

Наиболее уязвимое звено наших действий – выбор цели, поскольку ошибка в выборе цели сводит на нет всю остальную работу. Как показали исследования, выбор цели – один из основных актов умственно-логической деятельности человека. В этот момент нами движут личные стимулы, интересы и ценностные ориентиры, но помимо собственных интересов учитываются еще и интересы тех, на ком отразится наше будущее решение.

Одна из главных задач вуза заключается в том, чтобы научить студентов учиться, сформировать у них способность ко все более сознательному и самостоятельному усвоению знаний и приобретению умений.

Самообразование – это не стихийный процесс. Дело в том, что существует взаимосвязь образования и самообразования, обусловленная закономерностью, связанной с тем, что на каждой стадии обучения наряду с научными основами предметов изучается и научный метод познания, методика самостоятельного усвоения знаний и применения их на практике.

Самообразование можно рассматривать как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными перед собой целями и задачами. Это естественно, поскольку истинное самообразование должно в максимальной мере соответствовать мотивам и задачам, стоящим перед человеком, уровню его личной готовности к самосовершенствованию. Только в этом случае процесс самообразования человека может стать максимально продуктивным и результативным.

Для успешного самообразования в условиях современных больших учебных нагрузок необходимо обладать определенными личностными качествами. Следовательно, можно говорить о возрастании роли самовоспитания при самообразовательной работе студентов. Процесс самовоспитания направлен на изменение внутреннего мира человека именно в этом направлении. Особую роль играет воспитание в себе волевых качеств: целеустремленности, решительности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, самоотверженности и даже мужества. Ведь студенту иногда приходится преодолевать колоссальные трудности – преодоление собственной лени, инертности, апатии и т.п.

Высшим смыслом обучения студента в вузе является максимальное раскрытие способностей. Переход от обязательного обучения на первоначальных этапах к умению учиться самостоятельно в течение всей последующей жизни является весьма принципиальной проблемой.

Основными направлениями формирования опыта самообразовательной деятельности человека являются:

- формирование потребности самостоятельно приобретать знания, умения как средства удовлетворения своих личных интересов и решения проблем общества;

- усвоение обобщенных знаний и умений, необходимых для выполнения приоритетных видов человеческой деятельности;

- овладение современными методами и средствами использования информации (книги, автоматизированные и компьютерные комплексы);

- освоение умений рационально организовать (спланировать, реализовать, а затем оценивать и корректировать) траекторию своей познавательной деятельности.

Самообразование следует рассматривать и как основное направление профессионального роста (мастерства), и как важнейшее средство цивилизованного обеспечения конкурентно- способного специалиста на рынке труда.

К задачам самообразования можно отнести следующие:

- знакомство с содержанием профессиональной деятельности;

- углубленное знакомство с материалом всех учебных дисциплин, особенно дисциплин профессионального цикла;

- воспитание качеств, характеризующих специалиста по выбранной профессии;

- стремление познакомиться с проблемами производства;

- углубленное формирование системы умений, связанных с профессиональной деятельностью.