Самообразование и самостоятельная работа студентов
Самообразование как познавательная деятельность студентов.
Самостоятельность.
Самостоятельная работа студентов в вузе.
Самообразование - особым образом организованное приобретение знаний и умений, основанное на систематической самостоятельной работе. Это непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствования методов познания на основе сформированной у человека потребности в знаниях. Здесь важна мотивация: потребность в самообразовании (внутренняя потребность), цель, интерес, склонность, убеждённость в необходимости самообразования.
Мотивы самообразования:
- стихийные, неустойчивые (любознательность, интерес к предмету, ко всему окружающему);
- познавательные (рост самообразования);
- социально - значимые (связанные с реализацией идеалов и жизненных планов, призвания).
Наиболее уязвимое звено наших действий – выбор цели, поскольку ошибка в выборе цели сводит на нет всю остальную работу. Как показали исследования, выбор цели – один из основных актов умственно-логической деятельности человека. В этот момент нами движут личные стимулы, интересы и ценностные ориентиры, но помимо собственных интересов учитываются еще и интересы тех, на ком отразится наше будущее решение.
Одна из главных задач вуза заключается в том, чтобы научить студентов учиться, сформировать у них способность ко все более сознательному и самостоятельному усвоению знаний и приобретению умений.
Самообразование – это не стихийный процесс. Дело в том, что существует взаимосвязь образования и самообразования, обусловленная закономерностью, связанной с тем, что на каждой стадии обучения наряду с научными основами предметов изучается и научный метод познания, методика самостоятельного усвоения знаний и применения их на практике.
Самообразование можно рассматривать как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными перед собой целями и задачами. Это естественно, поскольку истинное самообразование должно в максимальной мере соответствовать мотивам и задачам, стоящим перед человеком, уровню его личной готовности к самосовершенствованию. Только в этом случае процесс самообразования человека может стать максимально продуктивным и результативным.
Для успешного самообразования в условиях современных больших учебных нагрузок необходимо обладать определенными личностными качествами. Следовательно, можно говорить о возрастании роли самовоспитания при самообразовательной работе студентов. Процесс самовоспитания направлен на изменение внутреннего мира человека именно в этом направлении. Особую роль играет воспитание в себе волевых качеств: целеустремленности, решительности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, самоотверженности и даже мужества. Ведь студенту иногда приходится преодолевать колоссальные трудности – преодоление собственной лени, инертности, апатии и т.п.
Высшим смыслом обучения студента в вузе является максимальное раскрытие способностей. Переход от обязательного обучения на первоначальных этапах к умению учиться самостоятельно в течение всей последующей жизни является весьма принципиальной проблемой.
Основными направлениями формирования опыта самообразовательной деятельности человека являются:
- формирование потребности самостоятельно приобретать знания, умения как средства удовлетворения своих личных интересов и решения проблем общества;
- усвоение обобщенных знаний и умений, необходимых для выполнения приоритетных видов человеческой деятельности;
- овладение современными методами и средствами использования информации (книги, автоматизированные и компьютерные комплексы);
- освоение умений рационально организовать (спланировать, реализовать, а затем оценивать и корректировать) траекторию своей познавательной деятельности.
Самообразование следует рассматривать и как основное направление профессионального роста (мастерства), и как важнейшее средство цивилизованного обеспечения конкурентно- способного специалиста на рынке труда.
К задачам самообразования можно отнести следующие:
- знакомство с содержанием профессиональной деятельности;
- углубленное знакомство с материалом всех учебных дисциплин, особенно дисциплин профессионального цикла;
- воспитание качеств, характеризующих специалиста по выбранной профессии;
- стремление познакомиться с проблемами производства;
- углубленное формирование системы умений, связанных с профессиональной деятельностью.
- Самообразование и самостоятельная работа студентов
- 2. Самостоятельность
- 3. Самостоятельная работа студентов в вузе
- Лекция в учебной деятельности студента
- 2. Техника конспектирования лекции
- 3. Рекомендации по эффективной работе на лекции
- 4. Роль памяти и внимания во время лекции
- Практические занятия: подготовка и участие в их проведении
- 2. Память - проблемы запоминания и воспроизведения информации в процессе подготовки к семинарскому занятию
- 3. Речь при выступлении с докладом и при ответах на семинаре Техника речи Правильная осанка. Как нужно сидеть (или стоять) при ответе.
- Интонирование
- Упражнения на технику интонирования и эмоциональную нагрузку слова
- Выполнение рефератов и контрольных работ
- Выполнение курсовых работ
- Рецензирование и защита курсовой работы
- Самостоятельная работа с научной и учебной литературой
- 2. Динамика и способы чтения научной и учебной литературы
- Ведение записей прочитанного.
- Экзамены и зачёты: организация, особенности проведения, подготовка и построение ответа
- Организация промежуточной аттестации студентов (сессии)
- 2. Подготовка и сдача зачётов и экзаменов
- Вопросы к зачету