logo search
совр обр техн в нач шк 1

Введение

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

Работа с учителями начальных классов, слушателями курсов повышения квалификации, выявила ряд проблем связанных с внедрением и использованием в практике инновационных технологий обучения. Во-первых, это отсутствие необходимых теоретических знаний по определению понятия «образовательная технология» и его основным характеристикам. Говоря о педагогической технологии, подавляющее большинство учителей имеют в виду и используют на практике отдельные методы и реализуют отдельные этапы определенной технологии, что приводит к нарушению системности, целостности обучения на технологическом уровне и, как следствие, не дает гарантированного результата обучения. Во-вторых, положение осложняется отсутствием критериев и диагностического инструментария используемой образовательной технологии. В-третьих, учителям-практикам достаточно сложно соотнести этапы определенной технологии обучения с используемым содержанием. Так, при моделировании учебного процесса в рамках выбранной технологии основной трудностью у учителей-практиков являлось неумение отойти от традиционной структуры урока и соотнести учебное содержание с целевыми ориентациями и этапами определенной технологии.

Работая над содержанием данного пособия, мы преследовали цель предоставить возможность в определении выбора технологий, наиболее подходящих учителю в его практической деятельности в соответствии с личностно-ориентированной развивающей моделью обучения. Для того чтобы процесс обучения осуществлялся эффективно, педагогу необходимо научиться использовать оптимальные педагогические технологии, разбираться в их сути и создавать свои профессиональные стратегии деятельности, учитывая, что технологизация образовательного процесса возможна только как точное воспроизведение заранее спроектированной педагогической технологии, т. е. четко поставленной цели и педагогических задач в совокупности с учебным содержанием и адекватной технологией их решения.

Учитывая выше обозначенные проблемы, в первой части пособия мы посчитали необходимым представить краткий обзор различных подходов к понятию, сущности и классификации образовательных технологий. Ориентируясь на требования нового образовательного стандарта, в пособии основное внимание направлено на характеристики технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения, как представленных в работах различных авторов, так и отражающих нашу позицию. При описании конкретных технологий (проблемное, проектное обучение, педагогическая мастерская) выделены актуальность, целевые ориентации, этапы реализации в учебном процессе. Учитывая практическую направленность пособия, к каждой главе разработаны практические задания, позволяющие учителю не только систематизировать теоретический материал, но и использовать полученные знания в практической деятельности. Для более углубленного знакомства по интересующей теме, к каждой главе читателям предлагается список литературы.

Практико ориентирована и вторая часть пособия, включающая Приложения, где описаны некоторые методические и практические приемы, которые помогут учителю при реализации выбранной технологии обучения. С целью показать универсальный характер технологии (т. е. возможность ее использования при работе учителя по различным учебно-методическим комплектам), в Приложения также включены квалификационные работы слушателей курсов повышения квалификации, учителей начальных классов края, представляющие собой примерные модели уроков и учебных проектов разработанные в рамках предложенных технологий. Модели уроков и проектов в основном представлены в табличной форме, что делает более структурным границы и содержание каждого технологического этапа, предоставляет возможность читателям соотнести теоретический и практический уровень реализации представленных технологий.

В пособии также представлена примерная программа и учебно-тематический план курсов повышения квалификации по проблеме «Современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов»

Данное пособие может быть рекомендовано слушателям курсов повышения квалификации, учителям начальной школы.