logo search
MPM_TEmerbekova

5. Формы обучения математике

Классификация форм обучения математике. Урок — основная форма обучения. Типы уроков

Требования к современному уроку

Организация современного урока

Анализ урока

Его роль в интенсификации учебного процесса

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Важную роль в учебном процессе играют формы организации или виды обучения, в качестве которых выступают устойчивые способы организации педагогического процесса.

Формы обучения — виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, учителя и учащихся, направлен­ные на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения (схема 7).

Схема 7. Формы обучения и формы контроля

УРОК — ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок.

Урок — логически законченный, целостный, ограниченный опре­деленными рамками времени отрезок учебно-воспитательного про­цесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Урок представ­ляет собой форму организации деятельности учителя и учащихся.

Урок — это занятие с классом учеников, продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план шко­лы, а их содержание — госстандарт и школьные программы.

Понятие урок имеет характерные черты (основные характеристи­ки), позволяющие рассматривать его с разных позиций. Иначе, урок состоит из компонентов:

Главную роль среди основных характеристик урока играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. В соответ­ствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержание урока. Определить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, методиче­ские пособия, дидактические материалы, методические рекоменда­ции и др.

Учебный процесс предполагает органическое единство средств, ме­тодов и приемов работы с организационными формами обучения. Ка­ждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой.

Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, исполь­зуя при этом различные формы организации деятельности учащих­ся: общие (работа со всем классом), групповые (звено, группа и др.), индивидуальные. Формы организации учебной деятельности высту­пают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях. Ог­ромная роль здесь принадлежит коллективным формам работы, ко­торые позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся и существенно влияют на развитие лич­ности школьника.

Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы приходим к понятию структура урока. Число компонентов общей структуры урока, основная дидактическая цель которого — ознакомле­ние учащихся с новым материалом, всегда неизменно — их три:

  1. Актуализация прежних знаний и способов действий.

  2. Формирование новых знаний и способов действий.

  3. Применение полученных знаний на практике.

Используя понятие структура урока математики, важно выделить из множества возможных основные этапы урока:

  1. Постановка цели урока перед учащимися.

  2. Ознакомление с новым материалом.

  3. Закрепление нового материала: а) на уровне воспроизведения ин­ формации и способов деятельности; б) на уровне творческого приме­ нения и добывания знаний.

  4. Проверка знаний, умений и навыков.

5. Систематизация и обобщение изученного материала. Отдельный урок — это только одно звено в цепи других уроков по

данной теме или разделу школьного курса. Но, с другой стороны, урок и даже каждый его этап, — это нечто целое, законченное.