logo search
Госы ППО

32. Особенности кризиса подросткового возраста.

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/dva-vida-protekaniya-krizisa-podrostkovogo-vozrasta/

https://www.psychologos.ru/articles/view/krizis-podrostkovogo-vozrasta

https://www.e-reading.club/chapter.php/97821/66/Tkacheva%2C_Hil%27ko_-_Vozrastnaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

https://mgups.mskobr.ru/conditions/psihologicheskaya_pomow/krizis_podrostkovogo_vozrasta_sut_prichiny_i_proyavleniya/

https://paidagogos.com/osobennosti-krizisa-podrostkovogo-vozrasta-i-kak-s-nim-spravitsya.html

https://hr-portal.ru/article/krizis-podrostkovogo-vozrasta-razvitie-samosoznaniya-podrostka

https://e-koncept.ru/2016/86374.htm

http://psylib.org.ua/books/obuhl01/txt09.htm

https://kuban-lyceum.ru/uchashchimsya-i-roditelyam/psikhologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.php

Данная тема отнюдь не нова. Л.С. Выготский поставил вопрос о важности изучения критических возрастов, обосновал необходимость выделения основного новообразования в психике, социальной ситуации развития, полагая, что перестройка системы отношений между ребенком и средой составляет главное содержание кризиса переходного возраста. Об этом он рассуждает в своей работе «Проблема возраста».

По его мнению, подростковый кризис –это резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания.

Л.С. Выготский выделял возраст 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14-15 лет), когда складываются ипредъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные.

Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Подростковый кризис длится у каждого ребенка по-разному, в зависимости от многих факторов: внимания к нему взрослых, влияние сверстников, окружающих, родителей. При неблагоприятном стечении обстоятельств, кризис может затянуться на несколько лет и проходить довольно неприятно как для учителей и родителей, так и для самого подростка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях совзрослыми. Л.С. Выготский считал, что яркие проявления кризиса –это скорее проблема социального окружения, не сумевшего перестроиться, чем ребенка.

Во время кризиса у каждого подростка происходит изменение восприятия окружающего мира. Тем не менее, новообразования на подростковомэтапе неустойчивы и часто поддаются со временем трансформации и влиянию окружающих.

Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис —это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» [2, 384]Кризис —это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением.

Какова причинаподросткового кризиса? Подросток выходит в большой мир и это приводит к переоценке тех ценностей, которые были впитаны в семье и малом коллективе, он соотносит себя и общество, сравнивает себя и своих сверстников, себя и взрослых. К 12 –13 годам у подростка появляется потребность в общественном признании. Он осознает свои права и обязанности в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой общественно полезной деятельности. Подросток видит себя в системе общественных отношений, понимает, что он общественно значим. Ребенок стремится проявить себя в обществе, что ведет к развитию социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого. Он выходит за пределы самого себя, когда «я» не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу —«я для всех», приводя к развитию сознательного отношения к другим людям, к окружающим. Подросток стремиться найти свое место в коллективе —выделиться, не быть заурядным. Его потребностью становится играть определенную роль в обществе.

Каждый хочет стать кем-то значимым для общества, а не быть лишь блеклой тенью своих сверстников. Каждый ребенок хочет рассматривать старшего как своего соратника и друга, быть с ним наравне. Но в то же время подросток желает оградить некоторые сферы от старших, защититься от влияния.

Так же, как одну из причин кризиса выделяют подростковое созревание, которое влияет на психологический и психофизиологический облик, определяет его функциональные состояния (повышенную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, утомляемость, раздражительность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы.

Ученые выделяют три основных фазы подросткового кризиса,а именно:

1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур. Конечно, название «негативная» условно, процитируем в этой связи еще раз Л. С. Выготского: «Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития»[2, 253];

2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте —это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);

3) посткритическую фазу, т. е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п.

Каковы же особенности подросткового кризиса?Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Как известно, переход к подростковому возрасту характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Причем чаще всего это проявляется в известных и ярко выраженных трудностях поведения —негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтах с взрослыми, стремлении всегда настоять на своем, повышенная комфортность по отношению к группе сверстников и демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка, который часто культивируется этими взрослыми. Это противопоставление может быть достаточно длительным, ярко выраженным или же сглаженным.

Так же у подростков наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Ребенок как бы отталкивается от среды. Он враждебен, склонен к ссорам. Одновременно он испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, что снижает сопротивляемость к вредным воздействиям. Могут отмечаться и функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем: повышение артериального давления, нарушение ритма сердечной деятельности, нейровегетативная неустойчивость.

Так же у подростков начинается половое созревание, которое сопровождается сексуальными переживаниями, подогреваемымиинтересом к противоположному полу, и повышенной возбудимостью, частая смена настроений, неуравновешенность.

У подросткового кризиса есть как отрицательные, таки положительные стороны. Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Л.С. Выготский видит всего два пути протекания подросткового кризиса:

–кризис независимости(наиболее распространенный), симптомами которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не входить в комнату, не трогать ничего на столе, "не лезть в душу"); вариант самоопределения "Я уже не ребенок";

–кризис зависимости,симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения (если развитие осуществляется по этому пути, то в дальнейшем может проявиться запоздалый кризис 17-18 лет); вариант самоопределения "Я ребенок и хочу оставаться им".

Многие учение считают, что с точки зрения развития, наиболее благоприятным является первый вариант, однако, как правило, в симптомах кризиса присутствуют обе тенденции, одна из которых доминирует. Даже для здоровых подростков в этот период характерны неустойчивость настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания.

Вот несколькорекомендаций, на которые необходимо обратить внимание при работе с подростками:

1. При обсуждении какого-либо спорного вопроса желательно не указывать на совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, каклучше следовало поступить в такой ситуации и почему. Дайте время обдумать. Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.

2. При общении с подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер.

3. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции.

4. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.

5. Не сравнивайте подростка с более успешными сверстниками, лучше обратить их внимание на возможность исправления ошибки или плохой оценки. Важно дать понять «трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.

6. Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с чувством юмора ииспользуйте его для сглаживания острых углов и конфликтов.

7. Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д.

8. Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение. Особенно, если вы приводите пример из личного опыта подростка (пусть он и не такой большой).

9. Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность —лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.

Таким образом, хочется отметить, что подростковый возраст –это период возрастного кризиса, позитивный смысл которого состоит в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не принимающую крайних форм. Проблемы, которые возникают во время подросткового кризиса, эпизодичные, интенсивность и способы их выражения различны. Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются социальными обстоятельствами жизни и развития, влиянием родителей и учителей на жизнь и развитие ребенка, а так же положениемподростка в мире взрослых.