logo search
Мод

Педагогическая техника преподавателя высшей школы

Педагогическую технику определяют как систему умений человека, дающих возможность использовать собственный психофизический аппарат для достижения эффективных педагогических результатов.

Техника, которая дает возможность педагогу экономить свои силы и достигать необходимых результатов, называется психономической. Она представляет собой науку о психическом влиянии людей друг а друга и на самого себя и об искусстве управления этим влиянием. Эти психофизические умения позволяют оказывать психо-оздоровительное влияние сознательно и оптимально, то есть с наименьшей затратой энергии и времени.

В отличие от педагогической техники как умения использовать собственный психофизический аппарат в качестве инструмента педагогического влияния, умения эмоциональной регуляции, общения, культуры и техники речи, психономическая техника учителя не является прямым педагогическим влиянием, но опосредованно влияет на его эффективность. Кроме того, психономическая техника охватывает умения осознавать и учитывать закономерности подсознания (психологическую защиту, программы реагирования, потребности, мотивы и т. п.), высокий уровень наблюдательности, владение психотерапевтическими приемами саморегуляции, умения вербального и невербального эмпатического общения. Психономическая техника дает возможность достигать наивысших результатов в сжатый период, а главное – с наименьшей затратой психофизических сил.

Общение – это процесс контактов, обмена и взаимодействия между людьми. В процессе обучения и воспитания происходит передача знаний, способов деятельности, общественных ценностей, норм культуры, то есть общение является сущностью самой работы учителя.

К основным функциям общения относятся: обмен информацией, организация деятельности, познание людьми друг друга, достижение взаимопонимания. Кроме того, каждый человек испытывает потребность в самовыражении в процессе общения, получении эмоциональной поддержки (сочувствия, уважения к себе), признании своей личности. Учет этих потребностей имеет важное значение для педагога в ходе педагогического общения.

К коммуникативным умениям преподавателя относятся:

– социальная перцепция (умение «читать по лицу»);

– эмпатия (умение сочувствовать);

– толерантность (умение понимать чужие мысли, терпимо относиться к иным взглядам);

– самопрезентация (умение проявлять уверенность, свои лучшие качества в нужное время);

– установка на позитивное в людях;

– достаточный объем внимания и памяти (лица, имена, качества);

– оперативность формулирования мыслей;

– культура и техника речи;

– владение приемами эффективного общения.

Важным компонентом техники общения педагога является культура речи, включающая различные аспекты правильности речи:

лексическую (богатый словарный запас, особенно синонимов, метафор, эпитетов, отсутствие штампов и тавтологий);

грамматическую (построение предложений, использование слов иностранного происхождения, падежей, спряжений и т. п.;

орфоэпическую (ударение, произношение слов).

Эмпатическое общение – это целенаправленное взаимодействие, сориентированное на установление контакта, позитивных взаимоотношений, выяснение мысли собеседника. Проявляя сочувствие к партнеру, субъект не отказывается от своей позиции, а пытается найти понимание с собеседником. В ходе эмпатического общения могут использоваться такие приемы:

– подтверждение контакта соответствующими невербальными реакциями (взгляд, покачивание головой, поддакивание, наклон к собеседнику, открытые жесты);

– перефразирование чувств и мыслей партнера;

– тактичное прояснение скрытых или неосознанных мотивов собеседника, интерпретация, резюмирование и т. п.);

– демонстрация понимания мысли собеседника, подбадривание, поддержка собеседника.

Общение, направленное на осуществление прямого психического влияния на партнера, называется директивным. Оно включает выражение чувств, мыслей субъекта, аргументированные объяснения цели деятельности, будущих поступков и последствий, но без обидных оценок партнера.

Правила директивного общения:

    1. искренность, открытость поведения, откровенный отказ от действий, не принимаемых субъектом;

    2. активные целенаправленные действия, решительная защита себя от агрессивного поведения партнера;

    3. четкое выявление своей позиции, намерений;

    4. учет значимых потребностей партнера.

Во время критики необходимо избегать конфронтации (не вступать в спор, перенести беседу), получить дополнительную информацию о содержании претензий (попросить конкретизировать, выразить свои предположения относительно деталей замечания), перефразировать обидное критическое замечание, а только потом отвечать, спросить (без оценок), о последствиях своей деятельности (а что будет, если..?), частично согласиться с критикой (либо с фактами, либо с возможными последствиями, либо с принципами, либо с правом собеседника иметь свое видение ситуации).

Таким образом, эффективное общение возможно при таких условиях:

√ установление отношений доверия на основе признания других людей личностью;

√ безоценочное (некритическое) и безусловное (без «если, то…– и я тебя буду уважать») принятие другого человека;

√ искренее проявление понимания и сочувствия;

√ конгруэнтность (соответствие мыслей чувствам, словам, невербальным действиям, ситуации) и аутентичность (открытость, искренность) собственного поведения;

√ обеспечение собеседникам свободы выражения собственных мыслей, чувств, участия в принятии решений и ответственности за их последствия.

Большую роль в ходе целенаправленного влияния на сознание и подсознание партнеров по общению играет стиль общения и приемы влияния, которые называют педагогическим тактом.

Он базируется на уважении к студенту, на учете его индивидуальных особенностей, качеств и психического состояния. Показателями педагогического такта являются:

– уравновешенность поведения педагога, выдержка;

– оптимистическое отношение к возможностям студента, ненавязчивый контроль;

– умение выслушать, проявить заинтересованность, снять напряженность в аудитории, выявить радость по поводу успехов студента или огорчение в связи с неудачей, игнорировать демонстративные негативные проявления в поведении студентов;

– недопустимость грубых замечаний по поводу внешности студента, его интеллектуальных способностей;

– умение разрешать конфликты без словесной агрессии, разрыва контактов, полных уступок и сдачи позиций.

Для того, чтобы успешно и не травмируя для участников разрешить конфликт, необходимо использовать такие приемы:

1. Саморегуляция эмоций:

– осознание собственных мотивов («посмотреть на себя со стороны», осознать свои потребности, «мысленные игры» в этом конфликте);

– урегулирование собственного эмоционального состояния; концентрация на проблеме, а не на участниках.

2. Проявление позиций:

– «пассивное слушание», чтобы собеседник мог высказаться, «сбросить» свои эмоции;

– «активное слушание» с целью помочь собеседнику выразить чувства, сформулировать причины их возникновения, перефразирование;

– «Я-сообщение», суть которого состоит в том, чтобы рассказать о своих чувствах, состоянии здоровья, трудностях, не обвиняя партнера.

3. Анализ проблемы:

– объективация проблемы (рассмотрение по пунктам от простого к сложному);

– выделение в проблеме подпроблем, частей.

4. Предложение варианта решения проблемы:

– оценка каждой позиции, решение с точки зрения целесообразности, детализация, выбор тактики, путей решения (Кто? Когда? Как?);

– рефлексия своего поведения, решений;

– осмысление уроков (что было эффективным, что нужно усовершенствовать).

Кроме приемов разрешения конфликтов в педагогике активно используются приемы, которые создают позитивные качества и тормозят негативное поведение. Это убеждение, моральная поддержка и укрепление веры в собственны силы, вовлечение в интересную деятельность, организация успехов в обучении, доверие, авансирование позитивных качеств, проявление доброты и внимания, просьбы. Более эффективно эти приемы влияют, если их использование оказывается неожиданным для студентов.

Влияние должно быть незаметным и носить характер психопрограммирования, навеивания. Для этого используются такие приемы:

– «разрыв стереотипа»: сделать нечто необычное, чтобы прервать нежелательное поведение (неожиданный жест, громкий голос, привлекающая внимание поза и т. п.);

– «выбор без выбора» – стимуляция деятельности с помощью иллюзии самостоятельного выбора, навеивание полезной активности;

– «встроенная команда» – разбивка предложения на команды, приказы, маскировка сути в конце предложения, интонационное выделение главного;

– «присоединение» – незаметное отражение поведения собеседника, синхронизация ритмов дыхания, движений, имитация жестов, нюансов речи, а через определенное время – изменение пантомимики;

– «ведение» – описывание реакции, которую желательно вызвать («вы внимательно слушаете и все записываете»).

Непрямым приемом влияния или разрешения конфликта может быть использование юмора. Он занимает важное место в создании комфортной познавательной ситуации в учебной аудитории.

Юмор как эмоциональная черта характера имеет две разновидности:

1) остроумие, являющееся природным даром;

2) чувство юмора, которое стоит в ряду других человеческих чувств преподавателя таких как: эмпатия (способность сопереживать), доброжелательность, наличие оптимизма.

Юмор может быть не только чертой характера, но и выступать как педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками педагогического общения различного вида несоответствий (между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным). Юмор связан с комическим эффектом, он способен активизировать учебно-воспитательный процесс.

К основным функциям юмора относятся следующие:

информативно-познавательная функция: юмор является средством познания окружающего мира, позволяет полнее и адекватнее воспринимать различные стороны жизни, углубляет представление о ней;

эмоциональная функция: юмор обеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой ситуации, позволяет менее болезненно приспособиться к изменившимся условиям;

мотивационная функция: юмор побуждает педагога отказаться от повторения негативных поступков, искать приемлемые формы поведения. Юмор может выступать в качестве своеобразного стимула самовоспитания, так как раздраженный преподаватель перестает следить за собственным поведением и речью, допускает несправедливость по отношению к учащимся;

коммуникативная функция: человек с чувством юмора притягателен для окружающих, открыт для общения, он всегда привносит во взаимоотношения атмосферу приподнятости, жизнерадостности;

развивающая функция: юмор обладает вполне определенной логикой, доказательностью, в силу чего способствует развитию интеллекта, критического мышления, творческих способностей, остроты видения мира, наблюдательности;

диагностическая функция: И. В. Гете утверждал, что ни в чем так не проявляется характер человека, как в том, что он находит смешным. В. А. Сухомлинский отмечал, что по тому, что считает коллектив смешным, над чем и как смеются воспитанники, можно сделать безошибочный вывод о моральном здоровье коллектива;

регулятивная функция проявляется в нормализации отношений человека к себе, к окружающим и окружающих – к человеку. Иногда, чтобы вступить в общение, педагог начинает с остроумного замечания или рассказа о забавной истории. Заставить человека рассмеяться – это значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и, в какой-то мере, доверие. Юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан.

Существуют определенные требования к использованию юмора в педагогической деятельности:

  1. Нельзя подвергать осмеянию личность ученика. Можно смеяться лишь над отдельной чертой характера, конкретным поступком или высказыванием учащегося.

  2. Нельзя смеяться над тем, что ученик не в состоянии исправить или изменить. Это может быть физическая слабость, заикание, необычная фамилия и т. д. Недопустимы шутки по поводу юношеской симпатии или любви.

  3. Не рекомендуется первому смеяться над собственной шуткой с тем, чтобы не вызвать реакцию противоположную ожидаемой. Однако в некоторых случаях улыбка педагога стимулирует ответную реакцию учащихся.

  4. Недопустимы грубая плоская шутка, кривляние, зубоскальство, которые являются следствием низкой культуры педагога, недооценки и неуважения личности учащегося, результатом назидательности, ничего общего не имеющего с остроумием.

  5. Не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольных промах учащегося.

  6. Шутку и юмор, особенно адресованные «трудным» учащимся лучше облечь в форму дружеской критики, мягкого упрека.

Не стоит сердиться, услышав шутку учащегося или увидев улыбку в свой адрес. Всегда надо быть готовым ответить на острое словцо, не бояться первому посмеяться над своей неудачей или промахом.

Таким образом, использование разнообразных психонимических и педагогических приемов влияния и общения на основе наблюдений, оперативно принятых решений, саморегуляции становится техникой педагога, дающей возможность работать оптимально, сохраняя психическое здоровье всех участников педагогического процесса.