logo search
гос / Gosy / Государственный экзамен по педагогике

№ 17 Коллектив как объект и субъект воспитания

Коллектив – организованная форма объединения людей на основе какой-либо определенной деятельности, целей.

Макаренко разработал методику коллективного воспитания. Макаренко выделяет несколько стадий:

1 ЭТАП:

Педагог ставит общую цель, стремиться организованно сформировать группу, превратить ее в коллектив.

Отношения учеников определяются содержанием их основной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.

Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.

Объект – коллектив, все действия педагога направлены на создание коллектива.

Традиции отсутствуют.

2 ЭТАП:

Усиливается влияниеактива класса(сами предъявляют требования к членам коллектива, руководствуюсь тем, что приносит пользу, а что ущерб коллективу)

Работа с активомтребуетпристального вниманиясо стороны педагога.

Коллектив какцелостная система, механизм самоорганизации и саморегуляции (коллектив способен требовать от своих членов определенных норм поведения, круг требований расширяется).Коллективкакинструмент целенаправленноговоспитанияопределенных качеств личности.

Основная цель педагога – максимально использовать возможности коллектива для достижения цели. Коллектив достигает определенного уровня развития как субъект воспитания – индивидуальное развитие отдельного ученика; коллектив – средство развития социально-важных качеств личности.

Развитие коллективасвязано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учениками.

Традиции складываются.

3 ЭТАП: Расцвет коллектива

Более высокие требование к себе, чем к своимтоварищам достигнутый уровень воспитанности, устойчивости взглядов, устойчивости взглядов, существование привычек.

Коллектив – инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий.

Субъект – коллектив становиться носителем воспитывающего воздействия.

Традиции сложились

Коллектив не может и не должен остановиться в своем развитии. Некоторые педагоги выделяют 4 и последнюю стадию – каждый школьник сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех 3 стадиях развития коллектива возникает, крепнет и сплачивается коллектив.

Традиции – устойчивые формы коллективной жизни, которые воплощают нормы, обычая и желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения.

Выбор цели: она должна сплотить и увеличить воспитанников. Цель которая способна сплотить и увлечь воспитанников – перспектива:

Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач – обязательное условие прогрессивного движения коллектива. Лучшие результаты дает воздействие на личность не со стороны педагога, а через окружение его школьников; действовать на одного непосредственно через первичный коллектив.