logo search
Фомичева М

Звук л'

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука л' (л мягкого) такое же, как и при произнесении л (л твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л' или вызывание его по подражанию. Воспитание фонематического слуха.

Цель. Добиваться умения правильно произносить звук л' в слогах. Учить соотносить звукосочетания ли, ля, лё, лю с соответствующими рисунками.

Предшествующая работа. Дети учились правильно произносить звук л.

Подготовительная работа. Подобрать 4 картинки с изображением балалаек разного размера и разного оформления.

Игра «Угадай, на какой балалайке играем»

Краткое описание

Воспитатель вспоминает с детьми, как «сердито» гудел самолет, когда летел высоко за облаками, затем говорит: «А теперь вы послушайте, как играют балалайки. Вот эта самая маленькая (ставит картинку на доску), и играет она нежно: «ли-ли-ли...» Как играет эта балалайка?..

Эта балалайка побольше (показывает картинку и ставит ее на доску), и звучит она тоже нежно: «ля-ля-ля». Как звучит эта балалайка?..

Поиграем на другой балалайке (показывает третью картинку и ставит ее). Она хоть и побольше, но песенка у нее тоже мягкая, нежная: «лё-лё-лё». Какая у нее песенка?..

А эта самая большая (ставит на доску последнюю картинку), но и она играет нежно, мягко: «лю-лю-лю». Как она играет?..

Сейчас я посмотрю, как вы запомнили звучание балалаек». Воспитатель показывает на балалайки, а дети воспроизводят соответствующие звуки. Затем педагог предлагает: «А теперь я проверю, какие вы внимательные. Я буду подражать звучанию этих балалаек, а вы должны угадать и показать, на какой балалайке я играла».

Методические указания. Воспитатель должен давать четкий образец звукосочетаний ли, ля, лё, лю; фиксировать внимание детей на том, что балалайки звучат мягко, нежно. Следить, чтобы у детей при произнесении звукосочетаний ли, ля, лё, лю кончик языка прижимался к бугоркам за верхними зубами.

III этап работы

(проводится как, часть занятия)

Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука л' в словах.

Цель. Упражнять детей в произношении звука л' в словах.

Предшествующая работа. Уточнено произношение звука л' в слогах.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, в названии которых имеется звук л'. Потом он разрезает их на две половины. Примерный перечень картинок для игры: пальто, лев, лиса, лейка, апельсин, цыплёнок, шляпа, телефон, теленок, лента, лебедь, лестница, лимон и др.

Игра «У кого другая половина?»

Краткое описание

Воспитатель говорит детям, что у него есть картинки, но они разрезаны пополам. «Я вам раздам половинки, а вы посмотрите внимательно и решите, половина какой картинки у вас». Вызванный ребенок показывает половину своей картинки и говорит, что у него изображено. Тот, у кого вторая половина картинки, встает рядом с ним, прикладывает свою половину и говорит, что изображено на картинке.

Методические указания. При назывании картинок дети должны произносить звук л' более четко, чем остальные звуки. Обратить внимание детей на то, что на предыдущих занятиях говорили «сердитый» звук л. А сегодня звук л произносится в словах мягко, ласково.

IV этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука л' во фразовой речи.

Предшествующая работа. Уточнено произношение звука л' в словах.

Подготовительная работа. Воспитатель заготавливает для игры картинки, в названии которых имеется звук л': лев, лента, лейка, лестница, самолет, лимон, павлин, лиса, листья, будильник, туфли и т. д., и продумывает вопросы по этим картинкам.

Игра «Ответь на вопросы»

Краткое описание

Воспитатель раскладывает на столе картинки рисунком вверх. Потом он по очереди вызывает детей и задает им вопросы, например: «Из чего поливают цветы?» Ребенок должен дать полный ответ («Цветы поливают из лейки»), разыскать соответствующую картинку и показать ее всем детям.

Методические указания. Воспитателю надо следить, чтобы дети отвечали на вопросы полными ответами. По одной предметной картинке можно задать различные вопросы. Например, к картинке «Туфли»: «Что принесли чинить в обувную мастерскую? («В обувную мастерскую принесли чинить туфли».) Что купила мама в обувном магазине?» («Мама купила в обувном магазине туфли».) И т. д.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звуков л и л'

Звук р

Описание правильной артикуляции звука см. в разделе «Характеристика звуков р и р’ и их артикуляция».

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука р или вызывание его по подражанию.

Цель. Добиваться правильного произношения звука р, воспитывать умение определять правильное положение языка.

Предшествующая работа. Подъем языка за верхние зубы отрабатывался на звуках т, д, н, ш, ж, л; направленная воздушная струя, идущая посередине языка — на звук-ках ф, в, с, з; умение делать язык широким — на звуках ц, с, з, ш, ж.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук р. Приготовить картинку с изображением тигра.

Игра «Лошадки»

Краткое описание

Дети делятся на 3 группы. Одна группа изображает наездников, две другие — лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, сердито говоря: «тррр...» Потом дети меняются ролями.

Упражнение «Тигр рычит»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен тигр, и говорит, что тигр рычит громко, сердито. Дети длительно произносят звук р, подражая рычанию тигра. Воспитатель спрашивает: «Где был язык, когда мы произносили звук р? («Язык был у бугорков, за верхними зубами».) Что делает язык, когда мы произносим звук р? («Язык пляшет — дрожит».) А как рычит тигр? («Тигр рычит сердито».) Правильно, когда мы произносим звук р, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит».

Методические указания. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука р язык поднят за верхние зубы, но не прижат, а дрожит.

Индивидуальные и групповые занятия с детьми, плохо произносящими звук р

Выработка р проторного

Если у детей на занятии не будет вызван звук р или он будет произноситься недостаточно четко, то на занятиях подгруппами и на индивидуальных занятиях надо вырабатывать звук р проторный (р проторный — звук, который произносится при том же положении органов артикуляционного аппарата, что и звук р, но без вибрации кончика языка) и вибрацию кончика языка.

При р проторном:

а) губы находятся в положении следующего гласного;

б) верхние зубы находятся на расстоянии 1,5—2 см от нижних;

в) передний край языка поднят к альвеолам. При таком положении языка длительно произносится звук з;

г) посередине языка идет сильная воздушная струя, которую можно ощутить тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Игра «Буря»

Краткое описание

Дети делятся на 2 группы: одна изображает бурю, другая — лес. Дети, изображающие бурю, садятся на стульчики, открывают рот, поднимают широкий язык за верхние зубы (но не прижимают его к нёбу) и по сигналу воспитателя «буря» громко говорят: «ззз...», подражая вою ветра. (Произнося з при описанном выше положении языка, мы получаем звук р проторный.) Дети, изображающие лес, сидят напротив. По сигналу «буря» они качают поднятыми вверх руками, как деревья ветвями во время сильного ветра. По сигналу воспитателя «буря кончилась» дети замолкают, опускают руки. Потом участники игры меняются ролями.

Методические указания. Игра проводится с детьми, у которых нет звука р. Группа должна состоять не более чем из шести человек (трое из них подражают вою ветра, а трое — качающимся деревьям).

Воспитатель должен следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата у детей.

Такой звук (р проторный) закрепляют в словах, фразах и вводят в речь, одновременно вырабатывая вибрацию кончика языка.

Выработка вибрации кончика языка

Для того чтобы получить вибрацию кончика языка, необходимую для правильного произношения звука р, проделывают следующие упражнения: ребенок произносит р проторный, а в это время воспитатель плоской ручкой чайной ложки, подложенной под переднюю часть спинки языка, или прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) самого ребенка производит частые колебательные движения от одного угла рта к другому. В результате такой механической помощи начинает вибрировать кончик языка и появляется рокот, необходимый для хорошего произношения звука р. Постепенно, при систематических занятиях кончик языка у ребенка начинает выбрировать и без механической помощи.

Когда у ребенка появляется вибрация кончика языка без механической помощи, т. е. нормальный звук р, надо постепенно вводить этот звук в слова и фразовую речь.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного произношения звука р в словах.

Цель. Упражнять детей в произношении звука р в словах.

Предшествующая работа. Уточнено произношение изолированного звука р.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук р имеется в разных частях слова, например: рыба, ручка, ракета, пароход, ведро, Бура-тино, трамвай, шар и др. (Для этой игры нельзя брать слова с мягким р.)

Игра «Что прибавилось?»

Краткое описание

Воспитатель ставит на стол 4 предмета или игрушки. Дети называют, что стоит на столе. Потом кто-то отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Затем ребенок поворачивается, смотрит и, говорит, что прибавилось. Игрушки частично заменяют, и игра продолжается. В конце занятия можно предложить детям самим придумать слова со звуком р.

Методические указания. Следить, чтобы дети называли слова со звуком р громко, четко, немного выделяя звук р. Те дети, у которых нет звука р, тоже принимают участие в игре, произнося звук р проторный.

IV этап работы

(проводится вне занятий)

Тема. Воспитание правильного произношения звука р в речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука р во фразовой речи.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука р в словах.

Подготовительная работа. Заранее разучить с детьми текст игры и продумать методику ее проведения.

Игра «Вороны»

Краткое описание

Дети делятся на 3 группы: в одной они изображают елочку: становятся в круг и, опустив руки, говорят: «Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны»; во второй изображают ворон: прыгают в круг и каркают: «кар-кар-кар...» Первая группа детей хором говорит: «Из-за корочки подрались, во все горло раскричались». Вторая группа (в кругу) каркает. Дети первой группы произносят: «Вот собаки прибегают, и вороны улетают». В круг вбегает третья группа — дети, изображающие собак, и с рычанием: «ррр...» — гонятся за воронами, которые улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Пойманные становятся собаками. Игра повторяется до тех пор, пока не останутся 2—3 самые ловкие вороны. Потом дети меняются ролями и продолжают игру.

Методические указания. Надо следить, чтобы дети говорили громко, четко, с выражением.