3.1. Устный контроль
Устный контроль представлен многочисленными формами, из которых наиболее часто применимы:
1. фронтальный опрос,
2. индивидуальный опрос учащегося у доски, желательно с комментированием ответа другими учащимися,
3. взаимоопрос учащихся, в том числе и с элементами игры (один ряд спрашивает учащихся другого ряда и т.п.),
4. индивидуальный (групповой) опрос на зачете,
5. конкурс на лучший ответ,
6. устная олимпиада и др.
Устный контроль способствует развитию речи учащихся, позволяет оперативно проверить знания, привлечь к осуществлению контроля самих учеников, хорошо сочетается с навыками практической работы. Поскольку при обучении биологии устный опрос учащихся является одним из основных методов контроля, к нему предъявляется ряд требований:
1. Всем формам устного контроля должна сопутствовать обстановка делового сотрудничества учителя и учеников, атмосфера взаимного доверия и доброжелательности.
2. Выставлению отметок должна сопутствовать предельно понятная школьникам мотивировка каждой отметки.
3. Ученики должны иметь возможность исправить отрицательную отметку.
4. Недопустимо вместо оценки знаний и трудолюбия учащегося давать моральную оценку.
5. Во время опроса должны быть заняты все дети класса, а не только опрашиваемые.
6. Не допускать реплик, которые бы заранее настраивали учащегося на плохой ответ.
7. Не использовать отметку в качестве дисциплинарного взыскания.
8. Не ставить несколько отрицательных отметок подряд (не более 2) – это вызывает у ученика чувство ущербности и недоброжелательности по отношению к учителю.
Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных знаний, но в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом явлении или объекте, умеют ли учащиеся обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. Метод индивидуального опроса позволяет выявить степень владения изученным материалом, умение формулировать, высказывать и аргументировать свои суждения. Важно использовать вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей, основных признаков и свойств, формулировки выводов и обобщений.
Таким образом к недостаткам устного контроля относят:
– ограниченные возможности контроля общеучебных умений и навыков,
– ограниченные возможности дифференцированного подхода к контролю (например, на качество ответа учащихся с замедленной реакцией может оказать влияние недостаток времени отведенного для ответа),
– избыточное увлечение фронтальным опросом может повлечь формирование у учеников привычки к коротким однозначным ответам.
Общее количество вызванных учеников зависит от объема изучаемого материала и от работы, которую учитель наметил провести на уроке. В отдельных случаях проверка знаний как самостоятельный этап может вообще отсутствовать. Лучше не довести до конца один из элементов урока, чем скомкать весь урок, не сделав главного – изучения новых знаний и их закрепления.
Опрос на уроке необходимо производить по заранее подготовленным вопросам. Формулировка заданий должна быть направлена не только к памяти ученика, но и требовать понимания биологических явлений и процессов. В опрос также необходимо включать ранее изученный материал, логически связанный с темой урока и использовать его для подготовки к изложению нового материала; стремиться по возможности привлекать к ответу собственные наблюдения учащихся и выводы из этих наблюдений. Учитель не должен отвечать сам вместо ученика, пропускать ошибки учащихся, довольствоваться неполными, неточными ответами. Необходимо уметь на ходу углубить и направить опрос, добиться исчерпывающего ответа, одновременно не забрасывая ученика рядом вопросов, тем самым мешая ему собраться с мыслями. Недопустимо неверно оценивать ответ: заниженная отметка порождает у ученика чувство несправедливости, завышенная – роняет авторитет учителя.
- М. Л. Минец, в. В. Гричик
- 1 Февраля 2008 г., протокол № 7
- Введение
- Оценка и отметка в школе. Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков
- Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
- Обобщенные критерии и показатели учебных достижений учащихся по биологии
- 2. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся и технология их оценивания
- Критерии оценки ответа учащихся на уроках биологии
- Оценивание описательного ответа ученика
- Оценка описательного ответа
- 3.1. Устный контроль
- 3.2. Письменный контроль
- 3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий
- Обоснование гигиенических правил
- Оценка умений отвечать на вопросы, выполнять задания, решать задачи
- Некоторые виды заданий на применение знаний в знакомой ситуации
- 4. Лабораторно-практический контроль и технология его оценивания
- Структура лабораторных и практических работ
- Оценка степени сформированности навыков исследования природы
- 5. Творческие, исследовательские, поисковые биологические задания, вопросы и задачи
- 6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля
- Тест на определение уровня обученности учащихся по данной теме
- Оценивание ответов тестового контроля учащихся
- Приложения
- Примеры заданий для текущего контроля по биологии
- 1.Узнавание (1-2 балла)
- 2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)
- 3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)
- 4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)
- Примерные инструкции к лабораторным работам Лабораторная работа «Строение и расположение почек на стебле»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
- 6 Баллов
- Примеры биологических вопросов творческого характера
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического контроля по теме: «класс насекомые» Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического тестового контроля
- Литература Основная
- Дополнительная
- Содержание