Технология развивающего обучения (система д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова)
…Один шаг в обучении может
означать сто шагов в развитии
Л.С. Выготский
Актуальность
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых. В 50–60-х гг. в научных лабораториях, и прежде всего в лабораториях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, были разработаны новые подходы к построению начального обучения, которые оказались настолько иными по своей педагогической сути и по достигаемым результатам (именно в развитии учащихся), что их нельзя было назвать иначе, как развивающими. Они и стали так называться в противовес традиционному обучению, которое, будучи ориентированным на формирование навыков, слабо решало задачу развития детей.
Под развивающим обучением понимается обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития ребенка. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль не объекта учения, а самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. В технологии развивающего обучения в центре внимания находится способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.
Одним из вариантов реализации идей развивающего обучения явилась система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которая начала формироваться с конца 50-х годов прошлого столетия. Основное положение данной системы - формирование человека с теоретическим сознанием, способного выявлять и решать проблемы, учить, развивать и реализовывать себя, в отличие от существующего традиционного обучения, ориентированного на формирование эмпирического мышления.
Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения: - наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.); - понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например: исторические, генетические); - теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.
Усвоение теоретических понятий, которые и составляют содержание обучения возможно лишь в процессе осуществления учебной деятельности при решении учебных задач. Учебная задача является основным компонентом учебной деятельности. Главная особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении школьник ищет и находит общий способ (или принцип) подхода ко многим частным задачам определенного класса (В.В. Давыдов, 2000).
Целевые ориентации
Развитие теоретического сознания и мышления ребенка путем изменения построения содержания учебного материала (от абстрактного к конкретному).
Формирование у учащихся способов умственных действий посредством усвоения теоретических знаний и изменения взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Воспроизведение в учебной деятельности детей всех этапов научного открытия (квазиисследовательская деятельность).
Особенности образовательного процесса
Внутренняя мотивация к учению, идущая от познавательных потребностей.
Проблемное изложение учебного материала через постановку учебных задач.
Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности (творца - исследователя), осуществляющего самостоятельно все этапы учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.
Направленность на усвоение общих способов решения учебных задач.
Рефлексивный характер учебной деятельности на всех ее этапах.
- Введение
- Сущность понятия педагогическая технология
- Классификация педагогических технологий
- Особенности технологий личностно-ориентированного обучения
- Модель личностно-ориентрованого обучения
- Технология использования типовой схемы учебного занятия
- Структурные элементы учебного занятия
- Технология проектного обучения
- Технология педагогических мастерских
- Система действий учителя и учащихся на различных этапах
- Технология развивающего обучения (система д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова)
- Система действий учителя и учащихся при решении учебной задачи
- Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Технология развивающего обучения (система л.В. Занкова)
- Приемы создания проблемной ситуации:
- Проблемный урок
- Тема: «Приемы письменных вычислений с переходом через разряд»
- Проблемный урок.
- Тема: «Цепи питания животного мира лесной зоны»
- Проблемный урок.
- Тема: «Одинаково ли пишутся ударные и безударные падежные окончания имен существительных в одинаковых падежах.
- Проблемный урок
- Тема: «Согласные парные и непарные»
- Проблемный урок
- Тема: «Умножение суммы на число»
- Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)
- Педагогическая мастерская
- Тема: в.А. Осеева «Синие листья»
- Педагогическая мастерская
- Примерные учебные проекты для учащихся начальной школы Тема проекта «Мое растение»
- Тема проекта: «Леса России»
- Тема проекта: «Весна на подоконнике»
- Тема проекта: «Очень умелые ручки (изготовление игольницы)»
- Тема 1. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на современном этапе (6 часов)
- Тема 2. Современные образовательные технологии(6 часов)
- Тема 3. Особенности технологий личностно-ориентированного обучения (6 часов)
- Тема 4. Учебное занятие в условиях реализации личностно-ориентированного обучения (4 часа)
- Тема 5. Особенности технологии проблемного обучения (10 часов)
- Тема 6. Основы технологии проектного обучения (10 часов)
- Тема 7. Особенности технологии педагогических мастерских(10 часов)
- Тема 8. Основы развивающего обучения (18 часов)
- 9. Выполнение квалификационной работы ( 6 часов)
- Учебно-тематический план проблемных курсов «современные образовательные технологии в деятельности учителя начальных классов»