logo search
khrest_po_i-i_gl_2_s_192-257doc

Соединение семейного и общественного воспитания как ответ

<...> Мы должны осознать возможность повлиять своим созна­тельным решением на жизнь, и тогда нам представится един­ственно правильное решение этого вопроса об органе воспитания в форме 1) соединения или взаимопополнения семейного и обществен­ного воспитания и 2) насыщения общественного воспитания, посколь­ку оно необходимо, духом и укладом семейного воспитания. <...> Взятый по отдельности, каждый из них окажется не в силах одо­леть жизненную задачу во всей ее полноте, но вместе они, взятые с известным ограничением, дадут то, что нужно, и поведут по тому пути, на который указывает жизнь.

Семья одна как орган воспитания теперь уже недостаточна. <...> Жизнь настолько усложнилась и расширилась, что родительское чувство и семья как воспитательный фактор нуждаются в обществе и знании как в необходимых помощниках. <...> Таковы директивы, которые нам дают интересы прежде всего детей, но в том же на­правлении, как мы убеждены, ведут и интересы взрослых.

Это решение диктуется и интересами женщины, наиболее за­интересованного в семье лица. При изменившихся условиях жен­щина ищет приобщения к человеческому труду. Этот труд нужен ей для поддержания и здоровья ее человеческой личности, он нужен и для семьи. Она хочет быть не только матерью, но и хочет жить как личность. Чтобы спасти ее от духовной гибели или упад­ка, ей нужно дать возможность сохранить семью и вместе с тем открыть возможность труда. <...> (с.209)

Огромная часть воспитательных задач требует в наше время специальных знаний и умений, и эти задачи большей частью не могут быть выполнены родителями не только по суровым жиз­ненным условиям или по нелюбви к роли воспитателя, но из-за неподготовленности. <...> Всеобщее обучение, при котором дети проводят большую часть дня вне семьи, если оно нормально по­ставлено, не уничтожает семьи, а, наоборот, способно идти рука об руку с ней, точно так же нужно требовать всеобщего дошкольно­го воспитания, воспитательного воздействия школы и ряда воспи­тательных послешкольных учреждений; но все это вполне мыслимо при сохранении семьи. <...> На это время семья будет свободна от тяжести забот о детях, и женщина, где это нужно и где она этого хочет, может взяться за внесемейный труд. Тогда и для роди­телей, и для детей семья, в которую они будут возвращаться — одни со своих работ, другие из своих детских домов и школ, — перестанет быть домашним адом. Общественное воспитание до­полнит то, что не в силах дать семья при современных условиях, но в основе оно само будет питаться тем, что может дать только семья. <...>

Социальное законодательство должно не только провести до­школьное воспитание и учредить везде наряду со школой дошкольно-воспитательные учреждения, детские дома или сады, где дети будут проводить основную часть дня и возьмут все, что мож­но взять в дополнение к семейному воспитанию. <...> Женщине должно быть гарантировано посильное рабочее время путем ус­тановления нормы рабочего дня; тут открывается бесконечная (и педагогическая) важность защиты экономической устойчиво­сти семьи, избавления ее от грубых экономических случайностей, нормальной оплаты труда, государственной защиты и обеспече­ния материнства, беременности и периода кормления ребенка, страхования на широких началах и т.д. <...> И в самой семье необ­ходимо укрепить материальное положение матери и вывести ее из современного тяжкого положения материально-правовой зависи­мости от мужа. Положение матери должно и материально оцени­ваться достаточно высоко. На него необходимо взглянуть как на общественное служение. <...>

Само собой разумеется, необходимо пойти дальше и в деле охраны детей от возможных злоупотреблений со стороны произ­вола родителей. Не без основания некоторые авторы требуют ме­дицинского освидетельствования брачующихся. Эта мера должна ограждать женщину и детей по крайней мере от грубейшего нару­шения их жизненных интересов.

Детям должна быть гарантирована возможность здорового вы­растания, нормального воспитания и развития их личности. Госу­дарство и общество не должно мириться с тем, что дети массой гибнут в чаду улицы, от недоедания и т.д. (с. 210) Оно должно прийти на помощь семье, материнству и детям. Здесь педагог должен протя­нуть в своих требованиях руку социальному политику. <...>

Нельзя настаивать на необходимости семьи и в то же время ни в каком отношении не готовить к ней в школе, начиная с низшей и кончая высшей, — в школе, где учащиеся проводят огромную и важную часть своей жизни. Отсюда, в частности, и выясняется широта значения вопроса о совместном или раздельном обучении. <...> До тех пор, пока семья остается главным органом воспита­ния, нельзя взращивать и воспитывать детей так, что нашим пи­томцам ничто не напоминает об их будущей роли отцов и мате­рей, нельзя воспитывать бесполых существ, видящих в себе толь­ко будущих профессиональных деятелей.

Соответствующая подготовка к семье является насущной не­обходимостью. <...> Нельзя полагаться на один инстинкт, притом заглушённый и искаженный всякого рода ложными сторонами культурной жизни. <...> Необходимо обратить внимание на вос­питание семейных склонностей, особенно материнских влечений у девочек, иначе судьба семьи, а с нею, может быть, и общества, будет решена в отрицательном смысле. Мы особенно подчеркива­ем необходимость отражения этой идеи в воспитании девочек, потому что, по нашему глубокому убеждению, вопрос о том, ка­кою будет семья, в очень большой, хотя и не исключительной степени, решается тем, какова будет женщина, потому что она, женщина-мать, нормально и наиболее целесообразно является центром и душой семьи; это верно хотя бы уже потому, что внут­ренний распорядок семейной жизни находится в ее руках, что дети всегда ближе к ней, чем к отцу. <...>

Необходимо сознательно культивировать дух семейственности нашей молодежи.

Сикорский Иван Алексеевич (1842—1919),

педагог, психолог, психи­атр, доктор медицины.