logo search
дошкольная педагогика разбитые

Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на основе определенных закономерностей:

- воспитание личности, способной к самореализации, осуществляется только в деятельности;

- воспитание происходит только в процессе общения, в ходе которого растущая личность черпает идеальные образцы деятельности и поведения;

- воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы личности (ее мотивы, цели, отношения);

- неравномерность развития личности в процессе воспитания, что обусловлено множественностью процессов (вербальных, сенсорных, двигательных), которые могут развиваться несогласованно;

- соответствие воспитания особенностям и потребностям растущей личности, позволяющее педагогам опираться на познавательные возможности, имеющиеся знания и умения, опыт воспитуемых.

Закономерности конкретизируются в принципах воспитания. Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности. Воспитание детей дошкольного возраста базируется на следующих принципах:

- природосообразности;

- культуросообразности;

- деятельностного подхода в воспитании;

- ненасилия и толерантности;

- связи с жизнью;

- уважения ребенка и соблюдения его прав;

- самоценности детского возраста.