Звук j в конце слога
(проводится как целое занятие)
Тема. Уточнение произношения звука j в речи.
Цель. Добиваться четкого правильного произношения слогов, слов, фраз со звуком j.
Предшествующая работа. В предыдущих группах проводилась отработка звука и, вырабатывался подъем средней части спинки языка.
Подготовительная работа. Приготовить игрушечного мишку и картинки, в названии которых звук j стоит в конце слога: майка, лейка, Незнайка, чайка, зайка, чайник, сарай, трамвай, воробей, муравей, попугай, чай.
Краткое описание
Воспитатель показывает детям мишку и говорит: «Посмотрите, дети, какой большой мишка. Какой большой — ой, ой, ой! (Дети все вместе повторяют: «ой, ой, ой!») Посмотрите, дети, какие у мишки грязные лапы. Аи, аи, аи! (Дети повторяют: «аи, аи, аи!») Поможем мишке вытереть лапы...
Мишка принес нам интересные картинки. Я вам их покажу, а вы должны хорошо, правильно назвать их. (Воспитатель показывает картинки, а дети называют их, потом составляют предложения по этим картинкам.)
У мишки есть товарищ — зайка. Мы выучим про зайку стихотворение»:
Поиграй-ка, зайка,
Не могу! Больной.
Поиграй со мной!
Ой-ой-ой!
Отвечает зайка:
Бедный!
Методические указания. Следить, чтобы дети четко произносили звук j в звукоподражаниях и словах, обращать внимание на правильное словесное ударение.
Стихи, потешки для закрепления произношения звука j в конце слога
Белый листик с цифрой красной!
Это значит — выходной!
Это солнечный и ясный
Холода не бойся,
Майский день весной.
Сам по пояс мойся.
Скачет зайка маленький
Пахнет хвоей да смолой
Около завалинки.
Старый лес дремучий,
Быстро скачет зайка
Колокольчик удалой
Ты его поймай-ка!
Свесился над кручей
Мой конь исцарапан,
Хорошо у нас весной!
Мой конь без ноги..
Можно бегать в майке,
Пожалуйста, папа,
Можно вечером домой
Коню помоги.
Гнать гусей с лужайки
Кто чей?
Чей ты, чей,
лесной ручей?
Зеленейся,зеленейся,
Ничей!
Наш зеленый сад.
—Но откуда ж ты,
Расцветайте, расцветайте,
Наши алые цветочки
Из ключей
Поспевайте, поспевайте,
Ну, а чьи же
Вкусны ягоды, скорейте ключи?
Ничьи!
Чья березка
у ручья?
Кто в лесу зимой холодной
Ничья!
Ходит злой, голодный? (Волк)
А ты, девочка,
лапушка?
—Я мамина, папина
и бабушкина!
Конь стальной,
Хвост льняной (Иголка с ниткой )
Падай, падай, падай, снег,
Радуй, радуй, радуй всех!
- Фомичёва м.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения Предисловие
- Введение в логопедию Логопедия как наука
- Краткие сведения о развитии речи ребенка
- Произносительная сторона речи
- Интонация
- Система фонем
- Артикуляционные признаки звуков речи
- Акустические признаки звуков речи
- Взаимосвязь звуков русского языка
- Основной принцип формирования правильного произношения
- Нарушения речи и их коррекция Нарушения звукопроизношения Общая характеристика нарушений звукопроизношения
- Обследование звукопроизношения
- Исправление нарушений звукопроизношения
- Подготовительный этап
- Постановка звука
- Автоматизация звука
- Дифференциация звуков
- Дислалия
- Сигматизмы
- Сигматигмы свистящих звуков Характеристика звуков с, с', з, з', ц и их артикуляция
- Нарушения звука с и их исправления
- Исправление звуков с, с’ з, з', ц при различных видах нарушений.
- Сигматизмы шипящих звуков Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция
- Нарушения звука ш и их исправления
- Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений
- Ламбдацизмы
- Характеристика звуков л, л' и их артикуляция
- Исправление звуков л, л' при различных видах нарушений
- Искажения звуков л, л'
- Замена звуков л, л' другими звуками (параламбдацизмы)
- Исправление звуков р, р' при различных видах нарушений
- Выработка р проторного (без вибрации кончика языка)
- Выработка р раскатистого (с вибрацией кончика языка)
- Искажения звуков р, р’
- Замена звуков р, р' другими звуками (параротацизмы)
- Каппацизмы
- Характеристика звуков к, к’ г, г', х, х’ и их артикуляция
- Исправление звуков к, к', г, г', х, х' при различных видах нарушений
- Искажения звуков к, к', г, г', х, х'
- Замена звуков к, к', г, г', х, х' другими звуками
- Ринолалия
- Дизартрия
- Временные задержки развития речи
- Заикание
- Нарушения речи при снижении слуха
- Нарушения голоса
- Работа воспитателя с родителями
- Первый комплекс (для свистящих звуков с, з, ц)
- Второй комплекс (для шипящих звуков ш ж, ч, щ)
- Третий комплекс (для звука л)
- Четвертый комплекс (для звука р)
- Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда
- Профилактика нарушений речи у детей
- Обследование речи детей Общие принципы обследования
- Материал для обследования
- Проведение обследования
- Оформление результатов обследования
- Работа по результатам обследования
- Артикуляционная гимнастика
- Комплексы упражнений
- Указания к проведению артикуляционной гимнастики
- Усвоение детьми фонетической системы родного языка
- Этапы работы над звуками
- Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата
- Уточнение движений органов артикуляционного аппарата
- Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию
- Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспитателем)
- Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи
- Итоговые занятия
- Дифференциация звуков
- Дифференциация изолированных звуков
- Дифференциация звуков в словах
- Дифференциация звуков во фразовой речи
- Планирование работы по формированию правильного произношения
- Формирование у детей правильного произношения Первая младшая группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Развитие слухового внимания
- Развитие речевого дыхания
- Развитие силы голоса
- Формирование правильного звукопроизношения
- Развитие высоты голоса
- Вторая младшая группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата
- Развитие речевого дыхания
- Звук и.
- Развитие речевого слуха
- Звук ф. Описание правильной артикуляции
- Развитие силы голоса
- Средняя группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата
- Развитие речевого дыхания
- Звук т.
- Звук д.
- Развитие речевого слуха
- Развитие силы голоса
- Звук ы.
- Развитие речевого дыхания
- Звук с'
- Развитие речевого слуха
- Звук з'.
- Старшая группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Ознакомление с основными органами и движениями артикуляционного аппарата
- Звук j.
- Звук j в конце слога
- Звук j в начале слога перед гласным
- Звук j в начале слога перед гласным
- Звук j в начале слога в сочетании с гласным э
- Звук j в начале слога перед гласным о
- Звук л'
- Звук р'
- Подготовительная к школе группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
- Звуки т — т’
- Литература